ВЛ / Статьи

Стоп машина?

0
10-02-2016, 10:47...
950
 

Стоп машина?

Миграционный кризис в Европе достиг кульминационной точки. Пожалуй, скоро дело дойдёт до разворота на 180 градусов даже тех политиков, которые до последнего дня ратовали за «европейские ценности» — то есть за «открытые двери», обслуживание беженцев в спеццентрах и раздачу им социальных пособий. Речь об Ангеле Меркель, которую теперь прямо винят в кризисе на континенте. Перекроет ли она границы Баварии, запретив тем самым въезд в Германию тем, кто прибывает с Ближнего Востока и из Африки?

На сайте европейской редакции журнала «Politico» появилась статья директора берлинского Института глобальной публичной политики Торстена Беннера («Thorsten Benner is director of the Global Public Policy Institute in Berlin»). Эксперт считает, что точно так же, как американский президент Никсон в 1971 г. решил прекратить работу Бреттон-Вудсской валютной системы, так и канцлер ФРГ Ангела Меркель в наши дни может принять решение глобального масштаба.

Профессору экономики Оксфордского университета Полю Колье (Paul Collier) всё предельно ясно: «Ответственность за кризис беженцев несёт Ангела Меркель. Кто же ещё?»

Было бы легко поспорить с господином Колье, отмечает автор статьи, не будь он участником «растущего хора голосов», который видит политику в отношении беженцев Германии как некое «моралите»: фрау Меркель в этой пьесе просто пытается «искупить исторические грехи Германии».

Покойный лорд Вайденфелд не зря говорил в своё время о немецкой общественности, «наивно принимающей беженцев» — так, будто немцы нашли «способ искупить грехи дедов».

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сказал другое: обвинил Меркель в «моральном империализме».

Сторонники Меркель тоже склонны квалифицировать её политику в отношении беженцев с точки зрения морали. Рут Клюгер (Ruth Klüger) недавно выразила восхищение Меркель, придерживающейся политики «открытых дверей» для сирийских беженцев. Клюгер даже назвала позицию канцлера «героической».

Как бы там ни было, мораль вовсе не отражает то, что вправду мотивирует немецкого канцлера и будет определять её решения в самые ближайшие месяцы, считает эксперт.

Политика в отношении беженцев является настоящей проблемой для Европы. И Меркель это понимает. Много раньше других политиков она утверждала, что вопрос миграции создаёт куда более серьёзную проблему, чем долговой кризис еврозоны. Она осознавала, что ЕС «ужасающе не готов» к массовому притоку мигрантов. И Меркель не питала иллюзий насчёт того, что немецкий электорат куда более «добродетелен», нежели граждане европейских соседей.

Ситуация вышла из-под контроля прошлым летом, и стало ясно, что Меркель верно предупреждала об опасности, с которой столкнулась Европа и в частности Германия: ведь эта страна приняла наибольшее число беженцев. Центр континента стал походить на место гуманитарной катастрофы. Выросла напряжённость на Балканах. Наконец, и шенгенская зона оказалась под угрозой «взрыва».

Меркель пришла к выводу, что Германия являлась вообще единственной страной ЕС, которая была в состоянии оказать экстренную помощь мигрантам. Тут вам и сильная экономика, и благоприятные условия в СМИ, и отсутствие хорошо организованных правых движений.

Готовность Германии выступить в качестве временного пристанища для беженцев отражает желание Меркель предотвратить гуманитарную катастрофу в центре ЕС и выиграть время для многостороннего урегулирования кризиса в центре Европы.

Всегда было ясно, что такой политический шаг дорого обойдётся. И всё же Меркель была готова «нести политические издержки». Правда, временно. Поступая именно таким образом, она проводила отнюдь не сентиментальную, а реальную политику (realpolitik), указывает автор.

Сейчас Меркель выступает за установление так называемых «горячих точках» в пограничных государствах ЕС, отказывая беженцам в праве выбирать себе страну убежища в Европе. Она поддерживает расширение перечня «безопасных стран происхождения» и готова заключать сделки с Реджепом Тайипом Эрдоганом в Турции. В то же время она пыталась оказать давление на другие европейские страны, склонные к «справедливому распределению» беженцев в Европе. Но многие страны ЕС, по всей видимости, «получают удовольствие» от того факта, что Германия борется с проблемой беженцев. Последние уже стали считаться немецкой, а не европейской проблемой.

Поэтому-то для Ангелы Меркель политическая цена вопроса быстро растёт. И тут как тут правые силы: с крайне правого фланга несутся голоса популистского движения «Альтернатива для Германии» — рейтинг этой партии подскочил до 10% по стране. Скорее всего, люди из этой партии попадут в три региональных парламента (выборы пройдут в марте).

«Как и любому либеральному гегемону, Меркель стоило бы сегодня задуматься: а стоит ли игра свеч? Возможно, лучше бы перекрыть границы Баварии, применить то право Германии, которое ей даёт Дублинское соглашение, и повернуть потоки беженцев, уже пересекших границы других безопасных стран в Европе», — пишет эксперт.

Исторические прецеденты столь глобальных изменений в политике имеются, напоминает он.

После Второй мировой войны США гарантировали стабильный обменный курс валют в соответствии с соглашением в Бреттон-Вудсе. В 1971 году, когда расходы США выросли из-за спекуляций, связанных с хождением доллара, президент Никсон решил сделать разворот, названный впоследствии «никсоновским шоком». По сути, Никсон отказался от прежних обещаний.

И вот сегодня Европе, похоже, следует подготовиться к «шоку Меркель».

Тем временем в мире призывают к «отставке» канцлера ФРГ.

В субботу на минувшей неделе на Королевскую набережную Дрездена вышло около пятнадцати тысяч человек. Они протестовали против политики Меркель и призывали к отставке канцлера, сообщает «Российская газета». Основное их политическое требование: внесение правительством Германии в законодательство поправок об ограничении притока беженцев.

Недавно и в США появилась статья (в «Нью-Йорк Таймс»), призывающая к отставке Меркель и принятию чрезвычайных мер с целью урегулирования «миграционного кризиса». Российский политолог Сергей Бирюков называет эту публикацию «поистине знаковым событием».

«Рассчитывая использовать мигрантов для реформирования рынка труда, Меркель в итоге попала в ловушку: ситуация вышла из-под контроля, — пишет эксперт в газете «Известия». — Безусловно, сыграл свою роль эффект неожиданности, однако кризис, похоже, стал последней каплей, переполнившей чашу терпения немецкого общества».

Кризис стал общеевропейским и неизбежно сказался на мировом имидже Ангелы Меркель. Даже Соединённые Штаты вдруг отказали немецкому канцлеру в поддержке и усомнились в её эффективности, отмечает политолог. По его мнению, здесь отозвался «тяжело переживаемый американцами неоднозначный опыт социальных реформ президента Обамы».

По мнению учёного, Германия после Меркель может развиваться по нескольким альтернативным направлениям: сосредоточиться на проблемах внутреннего развития, в первую очередь социально-экономических и культурно-образовательных; уменьшить внимание к «европейской солидарности любой ценой» и сделать акцент на общегерманском единстве; восстановить социальное государство; проводить взвешенную политику по отношению к России; сделать разворот к Центральной и Восточной Европе как естественной зоне германских интересов. Политолог считает, что Германия «всё меньше нуждается в менторстве и дидактике, которые упорно предлагает ей действующая власть».

Что касается самой Меркель, добавим от себя, то пока никаких перемен в векторе внешней политике, проводимой канцлером, не видно — ни в отношении России, ни в отношении приёма мигрантов.

Во-первых, Меркель подвергла резкой критике действия России в Сирии.

«В последние дни мы не просто напуганы, мы пришли в ужас от того, какие страдания десяткам тысяч людей принесли бомбардировки, преимущественно российские», — заявила она на пресс-конференции с турецким премьер-министром Давутоглу.

Во-вторых, Меркель отметила, что Германия по-прежнему готова снабжать беженцев.

Проведению мирных переговоров по сирийскому урегулированию мешают беженцы, отметила Меркель в Анкаре. «Германия готова помочь в том, что касается снабжения беженцев», — сказала она.

Получается, фрау Меркель попросту «назначила» виноватого за кризис с беженцами. Виноватым стала Россия. Это русские устраивают «бомбардировки», несут «страдания десяткам тысяч людей», таким образом создавая проблему беженцев, устремляющихся из разорённой Сирии в Турцию, а затем и в благословенную Европу. Разумеется, в господине Давутоглу, приспешнике Эрдогана, она нашла благодарного слушателя.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация