ВЛ / Статьи

Из Кореи с размахом

0
9-02-2016, 15:51...
706

Из Кореи с размахом

На следующий день после испытаний северокорейской ракеты-носителя, патрульный корабль КНДР демонстративно вошёл в территориальные воды Южной Кореи. Очевидно, что южнокорейское правительство не оставит серию столь вызывающих провокаций без ответа. Также Сеул начал переговоры с американцами о развёртывании батарей ПРО THAAD (Terminal High Altitude Area Defense System) на территории Кореи. Сложно представить, что в Пхеньяне есть какие-то американские агенты влияния, однако его действия пока что полностью отвечает интересам Соединённых Штатов, которые готовы максимально использовать происходящее для реализации собственных целей.

Первая из целей проста: под видом угрозы со стороны КНДР подвинуть первый рубеж противоракетной обороны к границам Китая. Если говорить языком сравнений то, как в Европе строили ПРО под предлогом защиты от Ирана, а Сирию ныне оккупируют из высоких соображений борьбы с ИГИЛ*, так и КНДР будут использовать в качестве пугала на Дальнем Востоке совсем с иными целями. Неудивительно, что дипломаты Китайской Народной Республики немедленно отреагировали, публично выразив свою обеспокоенность. Причина тревоги очевидна. Если для противоракет SM-3, размещённых на эсминцах в Японии, время реагирования и так достаточно небольшое, то появление противоракет в Корее делает его просто непозволительно малым. Даже если первоначально данная система и не будет способная сбивать китайские МБР, то в будущем её могут заменить на что-то более смертоносное, а заодно и разместить комплексы в местах, где никакой Северной Кореей и не пахнет. Например, на южном острове Чеджу.

Вторая цель: создание условий для конфликта средней или большой интенсивности, что станет настоящим подарком судьбы для Соединённых Штатов и головной болью для Японии и Южной Кореи, программы перевооружений которых рассчитаны по меньшей мере до 2020 года. Впрочем, неготовность Сеула и Токио вряд ли кого-то волнует в данном конкретном случае.

Цель третья ещё более глобальна. Создание военного напряжения в столь важном регионе автоматически раскаляет обстановку в мире в целом по эффекту мультипликации. В 2010 году Корейский кризис не смог стать поводом к мировой войне, так как в других регионах ситуация оставалась относительно стабильной. Сейчас, когда известные события на Украине и на Ближнем Востоке создали по-настоящему предвоенную атмосферу, конфликт ещё и на Дальнем Востоке может просто взорвать ситуацию. В отличие от ИГИЛ, Северная Корея — системный игрок (член ООН), хотя его место в этой самой системе очень своеобразное. А когда системный игрок играет на обострение, это всегда вызывает гораздо большую нестабильность, чем аналогичные действия игрока несистемного.

Есть и более фундаментальные моменты, которые работают на эскалацию. Все основные державы региона сегодня погружаются в системный кризис. Это справедливо для Китая, Японии, России, Северной и Южной Кореи, и даже Соединённых Штатов, которые хоть и не принадлежат Восточной Азии географически с 1946 года, но присутствуют в ней политически. Кризис везде имеет разную форму и разную степень ожесточённости. Тотальный экономический спад — есть лишь одна из форм его. Хотя Китай снижает курс юаня, а Япония вводит отрицательную процентную ставку, все эти отчаянные меры едва ли дадут результат. Спад имеет не финансовую природу, и это общий кризис развития: социально-политической модели, культуры, общественной цели. Самый простой выход из подобного кризиса — война. Она либо полностью переформатирует действующую модель, либо предоставит старой системе новые ресурсы для выживания и развития.

Тема системного кризиса особенно остро стоит именно для КНДР. Экономические реформы (приблизительный аналог ленинского НЭПа) Пхеньяна дали очень ограниченной эффект и, по сути, провалились. Причина провала проста: для более радикальных преобразований в экономике нужно преобразование и политической модели, отход от догматов, а это уже опасно для самого режима. В то же время и экономический коллапс также опасен для государственного строя. Основной источник валюты для Пхеньяна — экспорт руды в Китай — постепенно будет пересыхать. Не потому, что Пекин введёт какие-то санкции, а банально по причине промышленного спада в Поднебесной. Коллапс, который ждёт в таких условиях Северную Корею, может привести к чему угодно. Корейцы — народ терпеливый, но и их терпение однажды закончится. Никуда не исчезает и угроза верхушечного переворота в КНДР: именно по этой причине Ким Чен Ын надолго из столицы не отлучается, не говоря уже о заграничных поездках.

Идеологически северокорейский режим давно зашёл в тупик. Бравурные лозунги про грядущее объединение страны, что звучат уже которое десятилетие, давно никого не вдохновляют. Экономического роста также нет. В Северной Корее всё больше узнают о том, как живут простые граждане в соседнем Китае, больше того, через Поднебесную начинает проникать информация и об экономическом чуде Южной Кореи. В таких условиях локальная война для Ким Чен Ына становится чуть ли не единственным спасением, даже если придётся уступить в итоге некоторые приграничные территории. История знает немало примеров, когда политики, проигрывавшие войны, в итоге оставались у власти и даже укреплялись в ней.

Ну и напоследок. Если выстраивать систему координат относительно безопасности России, то КНДР в такой системе никак нашей стране не угрожает. Кризис или даже полноценная война на Корейском полуострове являются для России строго периферийным конфликтом, достойным внимания лишь из-за относительной близости к Владивостоку и маловероятной перспективы применения двух-трёх ядерных зарядов малой мощности на полях сражений. Своя война, большая или малая, у нас, конечно, тоже будет, но состоится она совсем в другом месте.

*Запрещённая в РФ организация.




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация