ВЛ / Статьи

Киев ждет чуда на Висле

+3
10-02-2016, 02:00...
1 025
 

Киев ждет чуда на Висле

На предстоящем саммите НАТО Запад может взять украинскую армию на свое содержание

Киев ожидает, что предстоящий в июле нынешнего года саммит НАТО в Варшаве станет переломным в судьбе украинских Вооруженных сил. Об этом заявил исполняющий обязанности главы миссии Украины при Североатлантическом альянсе Егор Божок. По его словам, на высоком форуме президент Петр Порошенко представит лидерам Запада детальную Государственную программу реформирования ВСУ до 2020 года. Которая, скорее всего, в главной части будет представлять собой широкий перечень «хотелок». А именно — современных вооружений и техники, которых давно и с нетерпением ожидает Киев от Запада.

Среди прочего в госпрограмме, по сведениям Егора Божка, будет описание отдельного проекта по восстановлению Военно-Морских сил Украины (ВМСУ) по стандартам НАТО. Принятие проекта Брюсселем, считает представитель страны в альянсе, де-факто будет означать начало построения нового украинского флота.

Понятно, что до июля еще далеко и список генеральских и адмиральских пожеланий в Киеве будет шириться и уточняться. Однако некоторые утечки в прессу все же дают определенное представление о том, в какую сторону двинулся процесс.

Первые контуры грядущих преобразований в январе в Одессе обнародовал нынешний командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук («Свободная пресса» подробно написала об этом 28 января в http://svpressa.ru/war21/article/141084/ статье «Сверхмалые надежды украинского флота»). Данные о планах реформы флота, которые сделал достоянием общественности вице-адмирал, крайне скупы.

По мнению командующего, следует срочно расконсервировать давно замороженное в Николаеве строительство головного корвета проекта 58250 «Владимир Великий», готовность которого на сегодня 40%.

К 2020 году, мечтает командование ВМСУ, предстоит «за счет строительства около 30 новых кораблей и вспомогательных судов создать ядро национального флота в составе 66 боевых и вспомогательных единиц». Пока оставим это без комментария, пойдем дальше.

Еще, уверен командующий, «предусматривается до 2020 года возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».

И вот на днях намерения Гайдука в украинской прессе внезапно в пух и прах развеял недавний первый заместитель начальника Генштаба ВС Украины — начальник Оперативного управления Игорь Кабаненко. Вообще складывается впечатление, что несколько лет назад принародно обвиненный в мошенничестве с квартирами и, как следствие, попавший под «люстрацию» в октябре 2014 года полный сил 55-летний трехзвездный адмирал не прочь вернуться на службу. И именно в кресло Гайдука. Потому что, судя по выступлениям в СМИ, ему совершенно не нравится ни то, что сегодня происходит на флоте его страны, ни то, что планирует командование ВМСУ.

Кабаненко сетует: «Продолжается приоритетное наращивание берегового (сухопутного) потенциала национального флота. От увлечения „сухопутной" стратегией ВМС Украины приближаются к параметрам дивизии береговой обороны, процент боевого плавсостава стал крайне низким».

Про дивизию береговой обороны адмирал, наверное, написал в запальчивости. Потому что дислоцированная в Николаеве 36-я бригада морской пехоты имени Константина Ольшанского, 137-й отдельный батальон морской пехоты (Одесса) и 25-й дивизион береговой обороны (Одесса) с двумя раритетными противокорабельными ракетными комплексами «Рубеж», произведенными в 70-х годах прошлого века, — это для дивизии все-таки как-то хиловато.

Но с корабельным составом еще хуже — тут адмирал Кабаненко совершенно прав. Три украинских корабля, пять катеров и один тральщик не способны решать никакие задачи. Даже оборонять в море сами себя.

Что предлагает бывший второй по рангу генштабист Украины? Прежде всего — немедленно наплевать и забыть про так милые сердцу вице-адмирала Гайдука корветы и подводные лодки. Потому что, по расчетам Кабаненко, для обеспечения их боевой деятельности потребуется много чего еще. Прежде всего — группировка «из 8−10 кораблей (катеров) охраны и вспомогательных судов». А еще придется «создать эшелонированную систему защиты пунктов и районов их базирования и многое другое».

И далее: «создание заявленной командованием ВМС Украины группировки из 3-х многоцелевых корветов (когда-то планировали 10, потом — 6, в настоящий момент — 3), 2-х малых и одной средней подводных лодок, вместе с кораблями (катерами) охраны и строительством береговой инфраструктуры базирования требует 55,1 миллиарда гривен». А страна, как разузнал адмирал, в ближайшей перспективе на развитие ВМСУ не в силах выделять более 1 миллиарда гривен в год. Следовательно, только примерно за 55 лет и удастся управиться с совершенно нереалистичными планами командования флота.

Альтернатива адмиралу Кабаненко видится в энергичном строительстве исключительно прибрежного «москитного флота». То есть — десятков «высокотехнологических, но в то же время, малостоимостных катеров разного назначения (патрульных, ракетных, противоминных, сил специальных операций и т. п.)». Что, считает он, не потребует больше семи миллиардов гривен, которые оборонный бюджет Украины может и «потянуть».

Неизвестно, какая из адмиральских точек зрения покажется милее президенту Порошенко. Не исключено, что негодными будут признаны обе. Поскольку на реализацию обеих нужны миллиарды, которых у Киева нет. Что остается?

Снова вернемся к январскому заявлению Гайдука. Придется повториться: по мнению вице-адмирала, строительство 30 боевых кораблей и вспомогательных судов даст возможность Украине к 2020 году создать боевое ядро ВМСУ в составе 66 вымпелов. Предположим невероятное - 30 кораблей и судов украинцы волшебным образом сумеют сами построить всего за четыре оставшихся года. Ну, будем снисходительны! Ну, сделаем такое смелое допущение. Хотя в этой стране не в состоянии пока спустить на воду даже один корабль — все тот же корвет «Владимир Великий», который ржавеет на верфях с 2011 года. Однако даже если Украине поможет Старик Хоттабыч — где Киев планирует взять еще 36 кораблей и судов для боевого ядра своего флота?

Из того, что нынче есть в наличии под началом Гайдука, ко времени реализации госпрограммы от причалов наверняка сможет самостоятельно оторваться лишь «Гетман Сагайдачный» — фрегат, которому в начале 2020-го стукнет почтенные 27 годиков. Остальным-то много больше. Выходит, имеются в виду не они. А что же?

Единственное, как представляется, логичное предположение — вице-адмирал Гайдук сболтнул лишнее. И преждевременно обнародовал цифру, которая предназначена была исключительно для ушей руководителей НАТО, что летом съедутся в Варшаву. Три с лишним десятка кораблей и подводных лодок Порошенко будет просить у них. Не за деньги, безусловно. В бесплатную аренду. Или вообще даром и насовсем. В виде жеста доброй политической воли.

По этому пути пошла соседняя Болгария, которая в во второй половине 2000-х обзавелась тремя старыми бельгийскими фрегатами типа «Вилинген» (названы «Дерзкий», «Гордый» и «Верный»). Туда же двинулась и Румыния, примерно в те же годы принявшая на флотскую службу два старых британских фрегата Coventry и London. Чем же хуже Украина?

Только амбиции Киева, видимо, существенно шире. Им не пара-тройка списанных фрегатов нужна. Потому что вряд ли такие способны доставить хоть какие-нибудь неприятности Черноморскому флоту России. Порошенко подводные лодки подавай в составе эскадры. В чем, собственно, честно признался Гайдук, когда недавно в Одессе размечтался о будущей «элите флота и важном боевом, морально-психологическом и сдерживающем факторе в регионе».

Самостоятельно строить такой «фактор» Украина не умеет. Финансов тоже нет. Получается, будет просить. Но у кого?

Тут стоит обратить внимание на январский рабочий визит главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова в Стамбул. В беседе со своим коллегой Сейфуллахом Хаджимуфтюоглу он, как было объявлено, обсудил вопросы «углубление сотрудничества между Украиной и Турцией в секторе безопасности и обороны, военно-технического сотрудничества».

Журналисты одесской «Думской» газеты узнали, что вероятнее всего разговор шел о сдаче Турцией в аренду украинцам четырех дизельных подводных лодок германского проекта 209, построенных на турецкой верфи Colcuk Naval Shipyard. В прошлом году Стамбул снял их с вооружения, и теперь ищет, куда бы пристроить. Учитывая нынешнее состояние отношений с Москвой — отдать их Турчинову в самый раз.

Что в этом случае приобретут ВМСУ? Исключительно удачные, хотя и несколько устаревшие корабли. Со сравнительно скромным подводным водоизмещением в 1586 тонн, что немаловажно для использования в мелководной северо-западной части Черного моря. У «Варшавянок», которыми сейчас энергично пополняется наш Черноморский флот, в два с лишним раза больше (3950 тонн).

Кроме торпед и морских мин каждая подлодка проекта 209 способна нести противокорабельные крылатые ракеты «Sub Harpoon» с дальностью стрельбы от 120 до 280 километров (в зависимости от модификации). Для морской блокады Крыма, организация которой ночами снится мстительному Киеву, то, что нужно.

Это реальная угроза России? Конечно. Но что бы ни решили летом в Варшаве, в любом случае угроза возникнет не завтра. И даже не через год. Потому что Киеву мало получить от Запада боевые корабли и подводные лодки. Для них нужны обученные экипажи. У Украины их нет и учиться негде.

Еще нужна система базирования. Если говорить о субмаринах, в Одессе причалы для них во времена СССР были, поскольку в этом городе тогда базировался 131-й дивизион подводных лодок Черноморского флота. Но, во-первых, кроме причалов, здания штаба, казармы и КПП там не было почти ничего — ни складов оружия, ни резервуаров для топлива, ни толковой учебной базы. Потому что стоял в Одессе дивизион консервации. То есть, место хранения старых лодок на случай большой войны. Расформирован он был в 1992 году. Тогда же на слом отправилась и последняя лодка дивизиона.

А во-вторых, места в единственных морских воротах Украины, каковыми после потери Крыма стала Одесса, давно не хватает и гражданскому флоту, который возит исключительно звонкие доллары. Можно представить, что предприимчивые одесситы за четверть века в Практической гавани этого порта сделали с бывшими военными причалами.

Но в любом случае предстоящий саммит НАТО в Польше — шанс для украинских Вооруженных сил. Нам не стоит его недооценивать. Готовиться нужно к любому повороту событий. Даже самому грозному.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация