ВЛ / Статьи

Россия обходит США в небе

+7
8-02-2016, 03:00...
1 382
 

Россия обходит США в небе

В сравнении вооружений США и России явное преимущество Вашингтона наблюдается в авиации. Именно поэтому мы делаем серьезную ставку на развитие систем ПВО.

Но выигрывают Штаты в основном за счет количества техники, да и основная часть американской авиации — это старые модели. Поэтому, если рассматривать современное вооружение и перспективные разработки ВВС двух наших стран, в скором времени тенденция может переломиться.

Издание The Fiscal Times сообщает, что армия России может обзавестись самыми современными истребителями пятого поколения Т-50 раньше, чем США введет в строй свой главный воздушный проект — самолет F-35, работа над которым протекает с множеством проблем.

Российский ПАК ФА (Т-50)

Требования к российскому истребителю пятого поколения были сформулированы еще в конце 80-х годов прошлого века в процессе разработки МиГ 1.44, который должен был сменить МиГ-29 и Су-27. Однако в 90-е, в силу нехватки денег и упадка отрасли, угнаться за скоростью развития технологий не удалось — задействованные в проекте системы стремительно устаревали, а заниматься их модернизацией было не на что. В результате программу было решено закрыть окончательно.

Новый тендер на разработку российского истребителя пятого поколения был объявлен в 2001 году, и в конкурсе победил проект «ОКБ Сухого» с именем Т-50. Два года спустя был одобрен эскизный проект самолета, а в 2010 году первый летный экземпляр поднялся в воздух. Осенью прошлого года Т-50 вышел на завершающий этап испытаний.

Тесты разрабатываемого самолета не всегда проходили без проблем. К примеру, в 2011 году из-за нестабильной работы датчика, следящего за работой двигателя, в автоматике силовой установки произошел сбой. А летом 2014-го при посадке после испытательного вылета произошло локальное возгорание опытного экземпляра. Лишь в конце прошлого года тот самолет вернулся после капитального ремонта для продолжения испытаний.

Истребитель Т-50 длиной чуть меньше 20 м и с размахом крыла в 14 м способен развить скорость до 2600 км/ч и летать на высоте до 20 км в течение почти шести часов. Он вооружен 30-мм встроенной пушкой, а внутренние бомбоотсеки могут быть заполнены управляемыми ракетами «воздух-воздух» (малой, средней и большой дальности) и авиационными бомбами против наземных целей.

Немаловажный для истребителей параметр скрытности достигается за счет формы самолета, поглощающих или отражающих радиоволны материалов, размещения части вооружения во внутренних отсеках и маскировочного окрашивания. В то же время Т-50 способен первым засечь неприятеля благодаря установленному радиолокационному оборудованию, в частности — комплексу РЭБ «Гималаи», не только увеличивающему помехозащищенность, но и нейтрализующему технологии снижения заметности противника.

В 2010 году Владимир Путин говорил, что на его разработку потрачено около 30 млрд рублей, и еще такая же сумма потребуется для окончания работ. По иным оценкам общая стоимость разработки составит от 10 до 30 млрд долларов.

Из-за экономических проблем планы по закупкам современных самолетов для российских ВВС в прошлом году пересматривались. Однако несмотря на это серийное производство самолета должно быть начато в установленный срок – в 2017 году.

Американский F-35

Американцы начали работу над собственным истребителем пятого поколения также в 80-е. И уже в 2001 году первые образцы появились в строю ВВС США. Однако разработанный F-22 оказался чересчур дорогим и обладал серьезными недостатками. В результате к своему новому творению Штаты применили совершенно новый подход.

Согласно программе JSF, США считали необходимым создать универсальный истребитель, который в различных модификациях мог бы находиться на вооружении американских ВВС, пополнить авиацию морской пехоты и поставляться на флот. Кроме того, этот самолет должен был экспортироваться в другие страны НАТО, а также государства, «не представляющие угрозы» для Североатлантического альянса.

Принимая во внимание эти цели, властями США к проекту был выдвинут ряд специфических требований: укороченный взлет и вертикальная посадка, возможность запуска катапультированием и многое другое. В итоге был разработан проект самолета F-35. В виду его разноплановости, в финансировании разработки, процесс которой стартовал в 2001 году, приняли участие множество стран: США, Англия, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Дания и др. Все они в дальнейшем планируют принять самолет на вооружение.

Но разработка F-35 шла со скрипом. США сталкивались с множеством конструкторских проблем, зачастую всплывающих уже во время испытаний: то не стреляло вооружение, то не удавалось выполнить посадку. Так, модификация для флота поначалу не смогла осуществить посадку на имитатор палубы авианосца ни одного раза из восьми попыток.

Еще хуже дела обстояли с финансовой точки зрения. Во-первых, самолет снова получился изрядно дорогим. Во-вторых, из-за постоянных доработок как на дрожжах росла итоговая цена — бюджет проекта уже превысил 1,5 трлн долларов.

Параллельно от F-35 отворачиваются предполагаемые заказчики. В 2010 году отказалась от закупок Дания, из-за завышенной стоимости и затянутых сроков еще с 2011 года пытается отказаться Австралия.

F-35 будет выпускаться в трех модификациях: для ВВС, флота и морской пехоты. Версия для военно-воздушных сил в свою очередь породит еще две модели — для Израиля и Канады. Длина самолета составляет 15 с половиной метров, размах крыла чуть меньше одиннадцати метров для ВВС и морпехов, и чуть больше 13 — для флота. Истребитель сможет разгоняться до 1700 км/ч, подниматься на высоту в 18,2 км и пролетать до 2,6 ч за раз.

Самолет вооружен четырехствольной 25-мм пушкой, на борту может нести ракеты класса «воздух-воздух», крылатые ракеты, корректируемые, кластерные и управляемые авиационные бомбы, а также противотанковые ракеты. Кроме того, к 2017 году США планировали оснастить истребитель тактической ядерной бомбой.

Но главный упор американцы сделали на стелс-характеристики. Эта ставка авиации США на незаметность, как позже выяснилось, оказалась ошибочной. Штаты решили, что в условиях современного воздушного боя можно пожертвовать маневренностью и орудиями для ближнего боя в зоне прямой видимости. По их мнению, главная задача истребителя — скрытно подлететь и ударить первым, а в случае обнаружения современные системы наведения снизят необходимость маневрирования.

Однако испытания показали, что американцы переоценили возможности стелс-режима. F-35 обладает еще худшей маневренностью, чем его предшественник F-22, у которого этот показатель также был далек от идеального. Ставка на системы наведения тоже не оправдалась: к примеру, наш «старичок» МиГ-17, не обладающий боевыми радарами или ракетами дальнего радиуса действия, зато подвижный и оснащенный авиационными пушками, умудрился доставить американским самолетам кучу хлопот.

В моделировании воздушного боя между F-35 и российским Су-35 выяснилось, что последний в три раза чаще выходил в условия применения ракет, и в 4,5 раза чаще завершал атаки поражением цели.

Да и технологии скрытности истребителя США хороши лишь против радаров, работающих на сантиметровых волнах, а в диапазоне УКВ самолеты становятся отлично видимы. И именно такое оборудование имеется на вооружении российских войск ПВО.

В итоге главный проект американской авиации получился чрезвычайно дорогим, нестабильно работающим и спорным с точки зрения боевых возможностей. А сейчас сроки его запуска в очередной раз затягиваются. Начало боевых испытаний F-35 перенесли еще на год, теперь они начнутся не раньше августа 2018 года.

И не факт, что во время этих испытаний не всплывут новые «косяки». В то же время, напомним, Россия планирует ввести в эксплуатацию первый Т-50 уже в 2017 году.

А посему перевесу США в воздухе скоро может прийти конец.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация