ВЛ / Статьи
Не на что жить — судись с «Газпромом»: чего хочет итальянская Saipem от российского гиганта
3-02-2016, 06:00...
1 048
Закрытие проекта «Южный поток» обернулось первым крупным иском для «Газпрома». Как стало известно, итальянский подрядчик Saipem, выбранный для строительства подводной части газопровода, требует 759 миллионов евро.
«Южный поток» — нереализованный проект российского газопровода в обход Украины через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы с предполагаемой мощностью 63 миллиарда кубометров в год. Строительство его было начато в 2012 году, а закончить и пустить первый газ по его трубам планировалось в конце 2015 года. К 2018 году он должен был быть выведен на полную проектную мощность. Общие расходы на строительство «Южного потока» на территории России составили 13 миллиардов евро, а с учетом подготовительных работ в Европе — 17-20. После отказа от строительства «Южного потока» «Газпром» заплатил еще 56 миллиардов компаниям Eni, Wintershall и EdF.
Как говорится в документах, предоставленных инвесторам итальянского подрядчика South Stream Transport, ответственных за подводное строительство «Южного потока», газопровод должен быть проложен по дну Черного моря в обход Украины. Но до настоящего времени проект так и не был реализован. Юристами Saipem в ноябре 2015 было направлено заявление об арбитражном разбирательстве при Международной торговой палате в Париже, при участии дочерней структуры «Газпрома» — South Stream Transport B.V.,
Президент группы компаний «Городской центр экспертиз», чьим клиентом является «Газпром», Александр Москаленко объяснил корреспонденту Федерального агентства политических новостей причины произошедшего и предположил, каким образом может развиваться дальнейшее сотрудничество российской корпорации и Saipem.
Расставляя авторитеты
Как объяснил эксперт, причины кроются не в политике. «Авторитет «Газпрома» настолько высок, что все остерегаются вступать с ним в конфликт, — рассказал он. — На разного рода международных форумах в момент появления представителей «Газпрома», все остальные компании, включая British Petroleum и Exxon Mobil оказываются брошены в стороне».
Москаленко назвал Saipem «авторитетнейшим игроком на рынке», сравнив мощь компании с футбольными клубами «Бавария» и «Барселона», если бы они объединились. «Они работают в России давно, и в частности с Газпромом, — отметил эксперт. — Заработки Saipem — колоссальны. Итальянцы сотрудничали и с «Каспийским трубопроводным консорциумом», и с «Голубым потоком». У организаций давние партнерские связи, несмотря на частые переносы сроков и отмены заказов, компромиссы всегда находились».
Спасательный круг
Saipem сегодня находится в числе подрядчиков, претендующих на очередную нитку северо-европейского газопровода. Вероятность его постройки очень велика. Логично, что конфликт с генподрядчиком, влияющим на решение о строительстве, не нужен. Исходя из происходящего, собеседник ФАПН, заметил, что падение цен на нефть ударит не только по нефтяным компаниям, но и по всем организациям, работающим вокруг них. Коснется это и подрядчиков, и сервисных компаний.
«Объем заказов резко упал, — рассуждает Александр Москаленко. — У меня такое впечатление, что экономическое положение Saipem толкает организацию на попытку отжать у «Газпрома» хоть какие-то средства. Уже не рассчитывая ни на что в будущем, они хотят получить деньги здесь и сейчас, жертвуя будущими заказами. Представители «Газпрома» недоумевают: ведь сумма очень большая. Это не просто капитал для трубоукладчика, каким бы дорогим он ни был в обслуживании. Несмотря на отказ от «Южного потока», некие работы по его строительству все же велись, но вся совокупность этих работ вряд ли тянет на такие деньги».