ВЛ / Статьи

Ледоколы на страже Родины: корабли двойного назначения

+1
2-02-2016, 05:00...
2 984
 

Ледоколы на страже Родины: корабли двойного назначения

Россия очень серьезно настроена не только на возрождение ледокольного флота и освоение богатств Арктики, но и готова и может защитить свои интересы в данном регионе.

28 января 2016 года «Росатом» в лице заместителя гендиректора «Росатомфлота» (входит в «Росатом») Станислава Головинского выступил с предложением создать на базе четвертого атомного ледокола типа «Арктика» подвижного командного пункта.

«Мы обратились к министру обороны — и генеральный директор госкорпорации (Сергей Кириенко), и председатель наблюдательного совета (Борис Грызлов) — предложили рассмотреть возможность создания подвижного командного пункта в Арктике на борту атомного ледокола «Советский Союз»». (Станислав Головинский).

Справка. «Советский Союз» — четвертый корабль в серии атомных ледоколов тип «Арктика», он был введен в строй в 1989 году. Построен на ленинградском Балтийском заводе. Водоизмещение около 23 тысяч тонн, максимальная скорость хода 20 узлов. Корабль был выведен из состава флота в 2010 году, однако на нем запланированы работы по техническому восстановлению и модернизации. В августе 2014 года генеральный директор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша заявил, что ледокол будет возвращен в строй к 2017 году.

На первый взгляд это предложение кажется каким-то необычным. Но это не так. Россия сейчас строит свой новый ледокольный и военно-морской арктический флот. Постройка отдельного корабля в качестве штабного это дорогое удовольствие, особенно когда «под рукой» стоит корабль, которому такая профессия закладывалась изначально, во время проектирования в далекие 1970-е годы.

Чтобы понять логичность и последовательность государственной программы освоения Арктики и взаимосвязь ее гражданской и военной компоненты надо углубиться в историю.

Все началось еще в 1941 году, когда в марте было выдано техзадание, а в мае были разработаны мобилизационные варианты довооружения советских ледоколов типа «Сталин»: 3 130-мм орудия, 4 76-мм орудия и четыре пулемета ДШК.

Советские ледоколы Великой Отечественной войны были включены в состав военно-морского флота и получили собственное вооружение (правда не такое как в проекте), а все послевоенные корабли ледокольного флота, по сути были кораблями двойного назначения и новая кораблестроительная программа для «Северного морского пути» и СФ РФ говорит о том, что данная концепция развития не утратила своей актуальности и сегодня.
Более того, уже очень скоро на просторах Арктики десятки российских ледокольных судов в случае необходимости будут охранять покой страны, а значительное их число будет делать это и в мирное время.
Немного истории

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Уже в 1942 году все ледоколы были превращены во вспомогательные крейсера с довольно мощным вооружением:

«Сталин»: в 1942 году.: 4 х 100-мм Б-24, 4 х 76-мм Лендера, 2 х 45-мм 21-К, 8 х 20-мм «Эрликон», 6 х 12.7-мм пулеметов ДШК; в 1943 г. и до конца войны:  4 х 100-мм Б-24, 14 х 20-мм «Эрликон», 6 х 12.7-мм пулеметов ДШК.
«Каганович»: в 1942 году.: 3 х 130-мм Б-13, 4 х 85-мм 90-К, 4 х 76-мм, 6 х 37-мм 70-К, 6 х 2 х 12.7-мм пулеметов «Кольт»; в 1943 г. и до конца войны:  3 х 130-мм Б-13, 8 х 85-мм 90-К, 6 х 37-мм 70-К, 8 х 20-мм «Эрликон».
«Микоян» с 1942 года.: 4 х 76.2 мм, 10 х 20 мм, 4 х 12.7 мм и 4 х 7.62 мм пулемета.

Все ледоколы прошли через горнило войны, участвовали в боях, получали повреждения и возвращались в строй и обеспечивали навигацию на «Северном морском пути». По сути, их служба, что в мирное, что в военное время особо не отличалась. Изменились только обстоятельства службы, а довооружение кораблей ледокольного флота сыграло свою роль в общей победе над врагом. Идея была признана правильной и все советские ледоколы послевоенной постройки изначально проектировали с учетом возможного их довооружения на случай войны.

Например, атомные ледокол «Ленин» в проекте был снабжен фундаментом, погребами и иным оборудованием для счетверенных 45 миллиметровых автоматов СМ-20-ЗИФ1, а атомоходы типа «Арктика» (фото на заставке) должны были нести гораздо более мощное вооружение две спаренные 76-мм установки АК-726 и четыре шестистволки АК-630. Наличие на борту вертолета и возможность его использование в удаленных арктических регионах делало корабль отличным патрульным кораблем, который также мог использоваться как для снабжения полярных гарнизонов и городов так и для обеспечения защиты гражданских кораблей проводящихся по маршруту «Севморпути».

В мирное время вся начинка лежала на складах и ждала своего часа, который так и не наступил. Для истории остались лишь названия проектов и редкие фотографии.

Для СССР, а потом и России после начала «холодной войны» (и фактического ее возобновления ее в 2000-х) обеспечение собственной безопасности в районе Ледовитого океана стало приоритетной задачей. Именно через полюс проходит наиболее вероятная дорога для стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет. В районах Баренцевого и Норвежского морей первоначально патрулировали американский ракетные субмарины и именно здесь находится район развертывания российских подводных ракетоносцев, которые являются частью ядерного щита государства.

Новые ледоколы

Выход подводных лодок и их возвращение из районов патрулирования надо обеспечивать. Сами лодки надо охранять от ПЛА противника. Сейчас на островах северного океана и прибрежной полосе восстанавливаются десятки гарнизонов Сухопутных войск, ВМС и ВКС. Все это увеличивает нагрузку на патрульные корабли Северного флота и вспомогательный флот. Кораблей надо много и они должны уметь ходить по льдам.

Все это делает необходимым создания мощного патрульного флота. При этом линия патрулирования отодвигается на сотни миль и проходит по районам покрытыми льдами. Значит, новые корабли должны «работать» в сложной ледовой обстановке и тем самым обеспечивать устойчивость группировки российских войск оперативного командования «Север», созданного несколько лет назад. Также они должны обеспечивать безопасность гражданских объектов и их обслуживающего персонала.

Сейчас в интересах ВМФ строится серия из четырех ледоколов проекта 21180. Первый «Илья Муромец» был заложен в прошлом году. По сути это мирный корабль и он будет выполнять функции прибрежного ледокольного корабля сопровождения, для обеспечения выхода и возвращения атомных субмарин СФ РФ.

А тем временем, начиная с 2016 года, будет начато строительство совершенно уникальной серии боевых «ледовых» кораблей. В начале нынешнего года было заявлено, что Россия начинает строительство патрульных кораблей для Северного флота (проект 23550). 
Фактически это ледоколы мощностью 15 МВт способные преодолевать льды до полутора метров толщиной (до одного метра непрерывным ходом) водоизмещением 6 800 тонн. На вооружении ледокола будет находиться 100-мм АУ и несколько универсальных вертикалок (2-3*8) для самообороны и ударных целей (пока точных данных по встроенному ударному оружию нет).

Именно данный тип патрульных кораблей станет для СФ РФ базовым. Таким образом, военные патрульные надводные корабли России уйдут на север и восток и смогут выполнять свои задачи на гораздо большей площади. При этом сами задачи тоже стали шире.

Примечательно, что для «довооружения» кораблей проекта 23550 предполагается возможность использования «контейнерных» пусковых установок универсальной системы «Калибр»:

Данный вид техники, разработан несколько лет назад. Сам факт подобной разработки вызвал в экспертной среде целую бурю споров о целесообразности подобного проекта (стоимость одного комплекта около 500 млн. рублей в ценах 2012 года). Тем не менее, для Северного флота она подходит как нельзя лучше. Практически все современные и перспективные ледокольные суда России имеют возможность перевозки стандартных контейнеров. Также они имеют минимум один палубный вертолет.

Это линейный ледокол ЛК-25. Мы видим, что в случае необходимости данный корабль очень быстро может стать довольно мощным ударным кораблем способным как себя защитить (уверен, что по доброй традиции ледокол при необходимости будет довооружен зенитными системами ближнего боя), так и нанести противнику мощный удар (к сожалению так и не смог раздобыть информацию о возможностях бортового радиолокационного оборудования). Таким образом, разработка мобильной контейнерной ударной установки делает «довооружение» российских ледоколов быстрым и легким делом, не требуя больших финансовых затрат и затрат на последующее разоружение кораблей после окончания опасного периода.

Также мы видим, что Россия очень серьезно настроена не только на возрождение ледокольного флота и освоение богатств Арктики, но и готова и может защитить свои интересы в данном регионе. Постройка в ближайшие годы почти двух десятков ледокольных кораблей для ВМФ и еще большего числа подобных кораблей для гражданского флота позволит создать стране на своей северной границе надежный рубеж обороны как на море, так и в воздухе и на земле.







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация