ВЛ / Статьи

Противостояние: Тактическая авиация России и США после холодной войны

0
30-01-2016, 04:00...
1 111
 

Противостояние: Тактическая авиация России и США после холодной войны

Анализ тенденций военного строительства ВС РФ и США, как двух самых мощных держав.

В мире постепенно все становится на «свои места», как было еще 30 лет назад. Две мощные коалиции государств пытаются в серии гибридных войн и конфликтов одержать верх над противником. Напрямую их вооруженные силы пока не сталкивались и возможно никогда не столкнутся, но именно их сила, использованная в различных уголках мира, зачастую решает кто выйдет победителем в той или иной схватке.

Данный цикл статей не является попыткой детального описания состояния дел в той или иной сфере военного дела. Главной целью является попытка разобраться в тенденциях военного строительства вооруженных сил России и США, как двух самых могучих в военном отношении стран мира. Поэтому по большей части обзор будет производиться с высоты «птичьего полета», концентрируясь иногда на самых значимых событиях и предоставляя волю фантазиям. Цикл будет содержать статьи об авиации, флоте, сухопутных войсках. Также будут рассмотрены вопросы военной экономики, тактики и стратегии войн 21 века.

США

Во времена противостояния двух супердержав американская авиация вполне отвечала современным требованиям. Разработка таких передовых на тот момент концептуальных машин как F-15 и F-16 стала огромным заделом на будущее. Но по мере усложнения военной техники и достижения граничных для технологий конца 20 века технических характеристик, на первое место стал выходить новый критерий: стоимость/эффективность.

К сожалению, для ВВС США именно эта переоценка, хоть и вовремя замеченная, так и не была воплощена в жизнь. Именно это, в конечном итоге, и сыграло с американскими военно-воздушными силами злую шутку и привело их к периоду упадка и угрозе потери превосходства в воздухе.

Уже в 1970-80 годы стоимость эксплуатации самолета стала фактором не менее важным, нежели его боевые возможности. Гонка вооружений обильно высасывала ресурсы страны и содержать армаду в тысячу боевых самолетов было сложной задачей даже для США. Не случайно после 1990 года списочный состав авиации ВВС и ВМС США начал стремительно падать.

На 1990 год в составе ВВС США (вместе с Национальной гвардией) было более 3100 боевых самолетов истребительно-бомбардировочной авиации. На 2014 год они составляли уже около 1500 боеготовых машин. А что будет к 2020 году?

Проблема американской авиации состоит в том, что благодаря просчетам в выборе концепции ВВС и, соответственно, проектирования новых самолетов в составе самолетного парка наметились опасные тенденции физического устаревания и невозможность его обновления в краткосрочной перспективе.

Итак, в последние годы парк тактической авиации США стремительно сокращался. К концу 2008 года были сняты с вооружения самолеты F-117 (самый современный на тот момент самолет тактической авиации за исключением F-22). Официальная версия – нехватка средств, но фактически приговор самолету был сделан во время «Косовской кампании», где самолет-невидимка был сбит устаревшим ЗРК С-125.

Основной костяк истребительного парка: F-15 и F-16 находятся в строю более 20 лет и фактически выработали свой расчетный ресурс (8000 часов). Часть самолетов F-15 в начале 2000-х были заменены на истребитель-перехватчик F-22 (15 эскадрилий по 12 машин), а многие благодаря нехватке финансирования до сих пор находятся в строю.
До 2020 года до 400 самолетов данных типов (преимущественно F-16) будут списаны. Взамен будут поставлены современные истребители-бомбардировщики F-35. К большому сожалению для американских военных, именно в этом компоненте вооружений их ждут большие проблемы. Чтобы это понять, надо разобраться с принципом комплектования американских ВВС в последние десятилетия.
США уже 40 лет исповедуют концепцию двух «основных» самолетов. Истребитель-перехватчик по захвату превосходства в воздухе и истребитель-бомбардировщик для нанесения ударов по наземным целям с возможностью ведения воздушного боя. В 1970-х под данную концепцию были разработаны самолеты F-15 (перехватчик), F-16 (истребитель-бомбардировщик). В соответствии с долгосрочными планами перевооружения, эти самолеты должны были сменить в конце 1990-х, начале 2000-х самолеты пятого поколения F-22 (перехватчик) и F-35 (истребитель-бомбардировщик). Первоначально планы перевооружения были рассчитаны на производство почти 800 (построено 187) самолетов F-22 и порядка 2000 F-35 (на сегодня план закупок 1736 для ВВС). Также полностью самолетами F-35 должны были быть заменены и штурмовики А-10 (на сегодня около 20 эскадрилий).

Проблемы начались из-за резкого роста стоимости программы F-22. Хотя есть подозрения, что проблема была не столько в стоимости самого самолета, сколько в стоимости его обслуживания. Дело в том, что час полета самолета F-22 составлял (с учетом всех затрат) около 50 тысяч долларов, а истребителя F-15 «всего» 30. С учетом среднегодового налета 300-400 часов лишних расходов на самолет набегало около шести-восьми миллионов долларов в год. Группировка из 800 машин только на обеспечение полетов требовала бы 40 миллиардов долларов в год.

Для сравнения. В 2016 году на поддержание боеготовности всего военного ведомства выделялось 240 миллиардов.

За 20 лет это составило бы 800 миллиардов долларов. При этом на разработку и производство (при производстве 800 машин) были бы потрачены «всего» 200 миллиардов. Как видим, основные финансовые проблемы с самолетом были не на уровне производства или разработки. Самолет F-22 во время эксплуатации грозил буквально съесть бюджет Пентагона, что и повлекло резкое сокращение программы закупок (более чем вчетверо).
С F-22 получилась еще одна проблема. Они очень требовательны к оснащению пунктов базирования. Развертывание самолетов данного типа на большом количестве аэродромов весьма затратно, что не позволяет рассредоточить их вдоль линии фронта. Это делает аэродромы, где базируются F-22, лакомой целью. Поражение такого аэродрома надолго лишает все подразделение боеспособности.

Та же проблема ожидает и программу F-35. По предварительным расчетам новый истребитель-бомбардировщик требует почти 31 тысячу долларов на один час полетов (и это пока только оценка). При этом эксплуатация F-16 обходится американской казне в 22 тысячи долларов (цены 2010 года). Но на этом проблемы самолета не окончились. Изначально предполагалось, что новый самолет частично заменит перехватчик F-15, в виду невозможности содержать большое количество перехватчиков F-22. Но технические проблемы при проектировании и невозможность выдержать заявленные характеристики (по энерговооруженности и перегрузкам) фактически превратили самолет в чистый бомбардировщик с возможностью запуска ракет «воздух-воздух» на средних и больших дистанциях (на малых у самолета просто нет шансов даже против самолетов четвертого поколения).

Но и это еще не все. Испытания 2013-15 годов показали, что даже в таком урезанном функционале самолет не может быть принят на вооружение. Проблем хватало, но главные из пока заявленных, это проблемы с программированием сложнейшей системы, которые по словам американских военных не могут быть решены до 2019 года. Фактически самолет есть, но боевой единицы нет, и когда будет — непонятно. А время не терпит. Физический износ старых самолетов и необходимость сохранения боевых авиационных подразделений требовало принятия волевого решения: начать выпуск сырого самолета не дожидаясь решения всех его детских проблем. Риск при этом есть: можно остаться и без денег, и без самолета. Альтернативой было бы возобновить выпуск для F-15 и F-16. В данном варианте части ВВС были бы на 100 процентов сохранены, но на старой самолетной базе, которая гарантировала отставание ВВС США в самом ближайшем будущем.

Что это даст в самое ближайшее время. ВВС США на 2020 год будут иметь (без учебных) 15 эскадрилий перехватчиков F-22 (180 самолетов), до 12-13 эскадрилий перехватчиков F-15 (с перспективой их вывода из состава ВВС до 2030 года, либо постройки новых, либо модернизацией с продлением ресурса), около 25 эскадрилий F-35, который не факт, что к данной дате будет принят в техническую эксплуатацию:

Это значит, что он не может быть применен в бою, без крайней на то нужды. На его полеты и применение будут действовать значительное число ограничений, что превратит его на это время в «недосамолет».
40 эскадрилий F-16 (18) и F-15Е (22) (версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15D), которые на протяжении 2020-2030 годов должны будут быть заменены на F-35.

Так же с 2006 года США (в следствии проблем программы F-35) решили модернизировать штурмовики А-10, до версии А-10С (около 20 эскадрилий).

Итого: 15 эскадрилий современных перехватчиков, 12-13 эскадрилий устаревших и изношенных перехватчиков и около 65 эскадрилий истребителей бомбардировщиков из которых более трети могут быть не боеготовыми по техническим причинам. Плюс до 20 эскадрилий штурмовой авиации.
Планы закупок боевой техники для ВКС РФ уже известны, как известны и самолеты, которые будут находиться на вооружении. На 2014 год в боеготовном состоянии находились 32 истребительные эскадрильи (8 – МиГ-29, 12 – Су-27, 8 – Миг-31, 2- Су-30, 2 – Су-35), 14 бомбардировочных (9 – Су-24, 5 – Су-34) и 10 штурмовых (Су-25).

Пока у меня нет данных по планам разворачивания новых подразделений ВСК России, но уже есть планы по перевооружению старых. К 2020 году планируется иметь некоторое число эскадрилий Т-50 (не думаю, что более одного-двух). До шести-семи эскадрилий истребителей Су-35, 12 эскадрилий перехватчиков МиГ-31БМ, пять эскадрилий Су-30 (до 2018 года). До двух эскадрилий МиГ-35. Еще четыре эскадрильи модернизированных в 2003-2009 годах самолетов Су-27СМ и эскадрилья самолетов Су-27СМ3 (2011 г.) вероятно, останутся на службе. Более того, есть информация, что в 2016-2020 годах еще 3 эскадрильи Су-27 будут модернизированы до версии Су-27СМ3. Также ВКС РФ приняли на вооружение 28 самолетов МиГ-29 СМТ, от которых отказался Алжир. В дополнение к ним будут поставлены еще 16 самолетов МиГ29 СМТ/УБМ. То есть к 2020 году в составе ВКС будут еще минимум 3 боевые эскадрильи этих самолетов. Таким образом, есть все основания считать, что до 2020 года численность истребительной авиации РФ увеличится как минимум до 37-39 боевых эскадрилий (без учебных). При этом все части будут оснащены самолетами модернизированными или построенными после 2003 года (90% после 2010 года).

После 2020 года численность ВВС продолжит рост за счет производства самолетов Су-35 и Т-50 (пока постоянный шифр не присвоен), МиГ-35, Су-30СМ.

Бомбардировочная авиация к 2020 году будет состоять из 10 эскадрилий Су-34 и вероятнее всего оставшихся 4 эскадрилий (возможно больше, если будет принято решение по их модернизации) Су-24М3
Плюс 10 эскадрилий штурмовой авиации (модернизированных Су-25СМТ).
Итого тактическая авиация России (без учебных частей) будет иметь в боевом составе 61-65 эскадрилий (730-800 боевых самолетов). Еще около 100-150 модернизированных самолетов или новых будут находиться в составе учебных частей и испытательных центров.
 

Противостояние: Тактическая авиация России и США после холодной войны

Выводы

Если сравнивать численность истребительной авиации ВВС (без учета самолетов ВМС, о которых речь пойдет в следующих частях) США и России к 2020 году то мы получим паритет по численности, и как минимум паритет по качеству.

По бомбардировочной авиации в случае неготовности F-35 мы имеем довольно внушительный численный перевес у США, но качество, как уже показали события в Сирии, однозначно будет за Россией.

В случае быстрого принятия на вооружение самолета F-35, благодаря высокой стоимости эксплуатации самолетов, США вынуждены будут уменьшить численность закупаемых аппаратов до 1300-1500, что по сумме даст те же 105-110 боеготовых авиаэскадрилий в перспективе до 2040 года.
Таким образом, без резкого увеличения бюджета, ВВС США в ближайшие 20 лет ждет только сокращение численности. Причина: неверно выбрана концепция и коррупция. США совершили ошибку в 1990-х, когда решили что они единственный гегемон в мире. Эта ошибка, наложенная на деградацию инженерных кадров и промышленности привели к тому, что США уже не в состоянии удерживать на должном уровне боеготовность своих ВВС. Именно это и привело их, в конце концов, к необходимости перехода на использовании в качестве ударной беспилотной авиации, как дешевой альтернативы. Хорошая идея, неплохо себя зарекомендовавшая против дикарей с дубинками, показала свою полную несостоятельность против передовой в техническом плане страны, а потому концепция беспилотных самолетов 6-го поколения, с которой носились Штаты еще 10 лет назад сейчас пересматривается. Но об этом мы поговорим в другой части.







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация