ВЛ / Статьи

78 лет назад родился Владимир Высоцкий

+2
25-01-2016, 19:15...
1 980

78 лет назад родился Владимир Высоцкий

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, 
Мне будет чем ответить перед ним»

Не рослый гигант, с совсем заурядной внешностью и с абсолютно не оперным голосом. Казалось бы, человеку с такими данными ничего не стоит затеряться в толпе похожих. Возможно, с любым другим случилось бы именно так. Но только не с Высоцким. Ведь каким-то невероятным образом сумел влюбить в себя всю страну. 

А началось все в далеком 1953 году. Тогда Володя Высоцкий появляется в драматическом кружке Дома учителя. И в том же году он пишет свое первое стихотворение, посвященное смерти Сталина. Сцена затянет. Причем настолько, что бросив учебу в МИСИ, он уходит в школу-студию МХАТ. 
Придет он не с пустыми руками: с гитарой – судьбоносным подарком мамы на 17-летие, и справкой, в которой было написано, что «слух есть, а голоса – нет». 

Тогда и началась его жизнь «вопреки». Рядовой артист, с почти нищенской зарплатой и смешными гонорарами, в прохудившихся ботинках и пальтишке с чужого плеча, хватался за любые роли и был искренне благодарен каждому уроку, который давала жизнь. Именно тогда начались его знаменитые «творческие запои», когда он, отгородившись от мира, запирался и писал. 
Писал, будто одержимый, - на клочках бумаги, на старых газетах и обоях. И пел. Правда, пока что только для друзей. 

Со сцены его голос прозвучит позже, только в 1965 году. Но прозвучит так, что страна буквально вздрогнет. Лучше всего об этом сказал Вознесенский: «Когда Высоцкий поет – страх берет: такой ведь и зарезаться может, прямо здесь, у всех на глазах». Пел он, и правда, совсем не так, как другие: истово, невероятно искренне, пел до сорванных голосовых связок и сбитых в кровь пальцев. 

А потом было кино. И снова, вопреки. Он, такой слишком «неудобный» на съемочной площадке, почему-то враз становился тем, кто делал фильм. Почему «неудобный»? Все просто: играл, как и пел - не как все. Часто не мог правильно войти в кадр и совершенно не умел выполнять формальных задач, чем постоянно изводил режиссеров. А еще он ненавидел вторые дубли. Не потому, что был ленив, а потому, что совершенно не любил повторяться. И всем приходилось подстраиваться под его одержимость и выкладываться так, чтобы на второй дубль не оставалось сил. 

Да и в жизни он был точно такой же, как на сцене или на съемочной площадке. Озорной, увлекающийся, безмерно искренний, часто краснеющий от стеснения. Эдакий большой ребенок с душой, открытой для всех. А еще были нежность и какая-то потрясающая доброта к людям. Настоящие, неподдельные. Он постоянно всем помогал: хлопотал, доставал, договаривался и...пел. Пел всегда – стоило только попросить; пел, будто бы зная, что от его хриплого голоса, переходящего в крик души, становилось легче. Пел в подъездах, в гримерках, в больничных палатах. 

Это потом на него обрушится слава. Огромная и совершенно необъятная, как и он сам. Это потом его песни будет слушать вся страна: в горах, в море, в вагонах и самолетах, на работе и на отдыхе.

А его, честного, искреннего и уже знаменитого, продолжат травить. Будто в отместку за народную любовь его признавали то антисоветчиком, то откровенно злорадствовали «Живой? А говорят – спился и повесился!» Его могли снять с роли только за то, что его песня вдруг звучала на «Немецкой волне» или потому, что очередная комиссия признавала «слишком непохожим на строителя коммунизма». 

А он, такой «непохожий и нетипичный» не отменял концерты из-за сорванного голоса: почти шепотом читал стихи или просто увлекал всех рассказами о съемках или о коллегах. Буквально за месяц до смерти на одном из концертов ему крикнули из зала «Кончай трепаться! Бери гитару и пой!» Он взял гитару, ушел и долго сидел, обняв ее и не пряча слез. 

Он так и не сломался: ни нищенская зарплата, ни травля, ни слава не смогли его сделать другим. 

А потом... Потом был олимпийский восьмидесятый. И была огромная очередь, в которой, не стесняясь, плакали и мужчины, и женщины. Шахтеры и космонавты, уголовники и фронтовики, бабушки и студенты – все они, стоя на невыносимом солнцепеке, прятали от жары не себя, а цветы, которые они в последний раз принесли Высоцкому. 

И в тот день все были уверены, что их любимцу «будет, что спеть, представ перед Всевышним»...
 
Марсель Баширов




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация