ВЛ / Статьи / Интересное

Они были первыми

+1
25-01-2016, 05:00...
2 233
 

Они были первыми

Героическая биография атомохода К-3 свидетельствует, что нашему подводному флоту есть чем гордиться

13 ноября в «Красной звезде» опубликован материал о судьбе первой советской опытной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Через 50 с лишним лет после ввода в боевой строй Военно-морского флота СССР ей предстоит стать музеем. Правда, в публикации не упоминаются имена командиров легендарной субмарины. Но автор и не ставил перед собой такой цели. Потому обойдённым молчанием оказался и Герой Советского Союза контр-адмирал Лев Жильцов, с именем которого связан главный подвиг «тройки». Читателями же этот «пробел» не остался незамеченным, и потому редакция решила его восполнить.

Последние пару-тройку десятилетий, когда стало дозволенным писать «всё» и «обо всём» и уж коль речь заходит об атомной субмарине К-3 «Ленинский комсомол», то многие, видимо, чтобы блеснуть своей осведомлённостью, первым делом вспоминают о некогда закрытой за семью печатями странице биографии первенца отечественного атомного подводного флота. А именно: о трагедии, постигшей «тройку» в Норвежском море в ночь на 8 сентября 1967 года.

Тогда случившийся на возвращавшейся после 80-суточной боевой службы в Средиземном море (на Ближнем Востоке и тогда шла война) подводной лодке объёмный пожар унёс 39 человеческих жизней. Если бы не мужество и профессионализм экипажа, неизвестно, как при таком пожаре повели бы себя торпеды с ядерным снаряжением, и «Ленинский комсомол», в чём убеждены специалисты, мог бы предварить участь погибшего «Курска». Тем не менее, повторяю, благодаря мужеству и профессионализму экипажа атомоход, пусть и с приспущенным флагом, но на базу вернулся своим ходом. 

Однако главный свой подвиг экипаж «Ленинского комсомола» совершил пятью годами раньше, летом 1962 года, когда корабль под командованием 34-летнего капитана 2 ранга Льва Жильцова первым в Военно-морском флоте СССР совершил поход к Северному полюсу под арктическими льдами. К тому времени Жильцов уже восемь лет состоял в экипаже К-3, начав службу на «тройке» капитан-лейтенантом в должности старшего помощника командира существовавшей пока ещё только в чертежах первой отечественной опытной атомной подводной лодки. 

В апреле 1958 года на Северодвинском судостроительном заводе «Севмаш» атомоход, будущий «Ленинский комсомол», был спущен на воду, а 3 июля начались его ходовые испытания в открытом море. 

Беря во внимание основную задачу, под которую и создавался первый советский атомоход, - сократить наметившееся военно-стратегическое отставание СССР от США в освоении Арктики (американские подводники к тому времени уже успели проложить дорогу к Северному полюсу), опытный корабль «Ленинский комсомол» гоняли, что называется, по полной. В 1959 году, например, первый советский командир-атомник Леонид Осипенко провёл К-3 под кромкой вечных льдов около 300 миль. К июлю 1959 года, когда моторесурса атомной энергетической установки у подводной лодки оставалось лишь на то, чтобы дойти до Северного полюса и вернуться (правда, имея некоторый запас), было решено ходовые испытания завершить. Старпома капитана 3 ранга Жильцова за активное участие в создании и испытании первой атомной подводной лодки наградили орденом Ленина и назначили её командиром.

В подготовку атомохода к дальнему походу в Арктику включился главный конструктор «Ленинского комсомола» Владимир Перегудов. К-3 была уже готова к броску на Северный полюс, но настораживало, что радиационная обстановка на лодке была далека от нормы. Главный конструктор установленного на К-3 парогенератора Г. Гасанов официально телеграммой доложил главкому ВМФ, что, не позаботившись о более надёжной защите экипажа от радиации, посылать лодку в поход нельзя. Этого же мнения придерживались начальник штаба флотилии и флагманский механик.

Доложили первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущёву. Что был за разговор – никто не знает. Известен только конечный результат. Как рассказывал Жильцов, главнокомандующий Северным флотом только рукой махнул: делайте что хотите, но лодку приказано послать!

Летом 1962 года Жильцов увёл свою «тройку» под лёд курсом к «макушке Земли». Со штатным вооружением, в том числе и с ядерными торпедами. И в обстановке строжайшей секретности. С экипажем пошли командующий флотилией А. Петелин и флагманский штурман Д. Эрдман.

…Держа курс к Северному полюсу, «Ленинский комсомол» всё дальше и дальше уходил от родных берегов. Шли, как вспоминали участники похода, к чёрту на рога. Вместо подробной карты с отметками глубин и подводных вершин штурман располагал чистой картой-сеткой. Шли вслепую и вглухую. Отражаемые от нависающего над головой ледяного панциря шумы сбивали акустиков с толку. 

Однажды глубины под килем стали резко уменьшаться. «Получив тревожный доклад, - вспоминает Жильцов, - приказываю немедленно подвсплыть и уменьшить ход до малого. Всеобщее внимание приковано к эхограмме: что будет дальше? Откуда взялась эта подводная гора и где её вершина?» Так был открыт гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Позже его назовут именем известного гидрографа Якова Гаккеля. После Северной Земли, нанесенной русскими моряками на карту в 1913 году, это было крупнейшим географическим открытием ХХ века.

Наконец пересекли 89-ю параллель. В эту предполюсную ночь капитан 2 ранга Жильцов почти не спал. Зайдя на центральный пост, главный командный пункт корабля, командир заметил взволнованные лица всех, кто нёс здесь вахту. Шутка ли – над головой лёд, под ногами полюс.

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд следует доклад штурмана:

- Товарищ командир, проходим Северный полюс!

По всем отсекам разносится «ура». Мичману-рулевому шутники советуют свернуть немного с курса, чтобы лодка с размаху «не погнула земную ось». 
Лев Жильцов вспоминает: «Толщина льдов составляет 20 – 25 м. Чтобы не прозевать полынью, мы на всякий случай подвсплываем. Как только появляется чистая вода, даем короткий толчок одним двигателем вперёд, и, погасив инерцию, нос лодки замирает у самой кромки льда. Как говорится, попали в яблочко! Отдраиваю рубочный люк и высовываю голову на свет божий. К-3, как камень в кольце, со всех сторон обжата льдами. С любого борта можно прыгать на лёд прямо с мостика – воды между бортом и льдиной нет нигде. Тишина вокруг такая, что звенит в ушах. Ни малейшего ветерка».

Командир объявляет «увольнение на берег», и первая группа подводников высаживается на лёд.

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд атомоход «Ленинский комсомол» под толщей льдов достиг Северного полюса

Потом состоялось поднятие государственного флага. Эту торжественную акцию по поручению экипажа выполнил командир субмарины. Что последовало дальше – рассказывает сам Жильцов: «На полюсе подводники ведут себя, как малые дети: борются, толкаются, бегают взапуски, взбираются на высокие торосы, кидаются снежками... Бойкие фотографы запечатлели и лодку во льдах, и множество забавных ситуаций. А ведь перед выходом в море особисты прочистили весь корабль: ни одного фотоаппарата на борту быть не должно! Но кто лучше знает лодку и все потайные места – контрразведчики или подводники?» 

Пока на ледяном «газоне» кипели футбольные страсти, главный конструктор навигационного комплекса В. Маслевский и его подчиненные убедились в исправности навигационной системы. Учёные взяли пробы воды, отметили подвижку льда под влиянием течения и ветра, выполнили другие запланированные наблюдения и доложили командиру о завершении научной программы. 

22 июля 1962 года в «Красной звезде» был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза командующему флотилией подводных лодок Северного флота контр-адмиралу Петелину Александру Ивановичу, командиру атомной подводной лодки капитану 2 ранга Жильцову Льву Михайловичу, командиру электромеханической боевой части атомной подводной лодки инженер-капитану 2 ранга Тимофееву Рюрику Александровичу за успешное выполнение специального задания правительства.

В этом же номере главная военная газета страны сообщила: «Н.С. Хрущев, Р.Я. Малиновский, С.Г. Горшков, А.А. Епишев, В.А. Касатонов на одной из военно-морских баз Северного флота встретились с личным составом атомной подводной лодки, которой командует капитан 2 ранга Л.М. Жильцов. Экипаж этого корабля только что вернулся с моря после выполнения специального задания правительства… Н.С. Хрущёв вручил ордена Ленина и мадали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза контр-адмиралу А.И. Петелину, капитану 2 ранга Л.М. Жильцову, инженер-капитану 2 ранга Р.А. Ордена Ленина, Красного Знамени, Красной звезды, медали «За отвагу» вручены группе матросов, старшин, мичманов и офицеров подводной лодки, которые участвовали в выполнении специального задания правительства».

И ни слова о Северном полюсе. Сейчас кажется странным засекречивать историческую победу военных моряков. Тем более шила в мешке было не утаить. Наши вероятные противники были обо всём осведомлены, и дальний поход «Ленинского комсомола» положил конец беспрепятственному проникновению подводных лодок США, Канады и Великобритании в территориальные воды советской Арктики. 

Но такое было «засекреченное» время. Где уж тут знать стране о 39 героях-подводниках, пожертвовавших жизнью ради спасения субмарины и остального экипажа пять лет спустя. 

В 1963 году Жильцов поступил в Военно-морскую академию, по окончании которой получил назначение заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1971 - 1977 годах командовал бригадой ремонтирующихся подводных лодок Беломорской флотилии, затем бригадой строящихся подводных лодок на Северном флоте. С 1976 года контр-адмирал Жильцов проходил военную службу в составе Постоянной комиссии по Государственной приёмке кораблей ВМФ. 

Тяжёлый, полный испытаний, физического и морального напряжения труд моряка-подводника не мог не сказаться на здоровье, и в 1987 году Лев Михайлович вынужден был оставить военную службу. А 27 февраля 1996 года его не стало. Похоронен Герой Советского Союза контр-адмирал Лев Жильцов на Троекуровском кладбище в Москве.

Но память о подводнике-первопроходце жива. В подмосковной Ивантеевке, где вырос Лёва Жильцов и откуда в 1942 году 14-летним мальчишкой поступил в Московскую военно-морскую спецшколу, есть улица Адмирала Жильцова, почётного гражданина города; на доме № 30/2 по улице Первомайской, где жили Жильцовы, открыта мемориальная доска; в городе создан Клуб юных моряков имени Героя Советского Союза Л.М. Жильцова. В память о Герое Советского Союза контр-адмирале Жильцове мемориальная доска установлена и в Северодвинске на фасаде дома № 71 по улице Торцева.

Незадолго до кончины у Льва Михайловича побывали корреспондент газеты «Красная звезда» капитан 1 ранга Александр Пилипчук и историк флота капитан 1 ранга в отставке Владимир Реданский. В завершение беседы, как бы подводя итог своему служению Отечеству, командир «Ленинского комсомола», сказал гостям:

- С учётом опыта нашей К-3, нередко и горького, лодки последующих поколений строились более надёжными..







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация