ВЛ / Статьи

Россия и США на МКС: пути расходятся

0
23-01-2016, 06:00...
1 094
 

Россия и США на МКС: пути расходятся

С самого начала крымских событий негласные санкции против России коснулись и космической отрасли. Например, не были поставлены уже оплаченные американские, а позже и европейские, комплектующие для российских космических аппаратов. В перспективе же всё может принять ещё более серьёзный оборот. Самым крупным совместным проектом, где пути РФ и США, вероятнее всего скоро разойдутся, станет Международная космическая станция. К этому толкает как соображения политического характера, так и более глубинные причины. За все годы существования МКС Россия почти не извлекла выгоды для себя из участия в проекте, за исключением загрузки промышленных мощностей при создании многочисленных модификаций «Союзов» и «Прогрессов». 

Дело не только в общем плачевном состоянии отечественной науки, но и в том, что по форме международная по факту станция является чисто американской собственностью. Это касается не только частей, выпущенных непосредственно в США. Так, произведённый в России модуль «Заря» является собственностью США. То же самое касается и построенных в Италии модулей «Гармония» и «Спокойствие», канадских манипуляторов и многого другого. Но и это не всё. Так, в формально японском научном модуле «Кибо» американскому НАСА принадлежит 46,7%, в европейском «Коламбусе» ситуация та же.

В условиях, когда многие ключевые сегменты так или иначе контролируются американцами, проведение каких-либо фундаментальных или прикладных (не говоря уже о военной сфере) экспериментов россиянами невозможно без ведома заклятых «партнёров». Об этом специалисты предупреждали ещё в те времена, когда МКС существовала только в виде эскизов. Но тогда американцам крайне важно было не только привлечь РФ к проекту МКС, но и заставить её ликвидировать собственную станцию «Мир», где Российская Федерация обладала полной свободой для любой деятельности. Для этого был пущен в ход даже Голливуд: вспоминаем знаменитую фразу астронавта из фильма «Армагеддон» про «Мир», мол, у нас столько даже автомобили не ездят — при том, что «Миру» на тот момент было чуть больше 10 лет, а возраст МКС уже сейчас подходит к двадцатке. В 2001 году станцию затопили в Тихом океане, а Россия бросила все силы на поддержание МКС.

Американцы, по сути, создали с МКС идеальную аферу, заставив многие страны финансово и технически участвовать в создании комплекса, который контролировать будут только они. По этой причине Китай и отказался от участия в проекте 
МКС, предпочтя строить собственную станцию «Тяньгун-1», Россия в свою очередь собирается в 4 квартале 2016 года запустить к Международной космической станции очередной модуль.

До настоящего момента больше всего грузов к Международной космической станции доставляли за раз либо «Шатлы», которые уже отправились в музеи, либо европейские грузовики ATV. Последние несли к орбите до 7500 кг груза, но на 2016 год данный проект уже закрыт — европейцам нынче не до космоса.

Сегодня грузы к Международной космической станции доставляют российский «Прогресс» (полезная нагрузка до 2500кг), американский частный грузовик Cygnus (нагрузка до 3500 кг), корабль Dragon SpaceX (нагрузка 3310кг) и японский HTV (нагрузка до 6000 кг). Как видно, «Прогресс» в данном семействе почётный долгожитель, но серьёзная смена уже наступает на пятки и без политических завихрений. Если российский аппарат вдруг выпадет из общей конфигурации, то промышленные мощности американцев и японцев позволят возместить брешь.

С доставкой космонавтов всё сложнее. На сегодня российским «Союзам» альтернативы нет, но конкуренты также не стоят на месте. Компания SpaceX разработала пилотируемый корабль Dragon V2, который совершит первый полёт в декабре 2016 года. Кроме того, в 2017-2018 годах будут испытаны пилотируемые космические корабли «Орион» разработки НАСА и CST-100 Starliner от компании Boeing. В итоге к 2020 году у США могут оказаться сразу три действующих варианта пилотируемого корабля. А если будет реализован ещё и проект Dream Chaser, то таких кораблей будет аж четыре. После этого в США окончательно перестанут нуждаться в «Союзах» и каком-либо сотрудничестве с Россией вообще.

В итоге 2019-2020 годы это примерно тот срок, когда американцы могут перестать нас пускать на МКС. Если кому-то сама постановка вопросом кажется фантастичной, то хочется напомнить, что нынешняя международная обстановка каких-то три года назад большинству из нас тоже показалась бы абсолютно невозможным вариантом развития событий.

Готовы ли мы к настолько радикальному развитию событий? Скорее нет, чем да. В качестве альтернативы Международной космической станции уже давно называлась меньшая по размерам, но полностью суверенная орбитальная станция «Русь». Также существует перспективный проект пилотируемого корабля «Федерация», который планируют запустить к концу десятилетия. Правда, сроки в отечественной космической отрасли — отдельная и неприятная тема. Например, ракету-носитель «Ангара» в 1995 году обещали довести к 2000 году, а в итоге первый пуск состоялся лишь в конце 2014 года. Примерно та же по длительности история, но ещё и с неприглядным финалом приключилась с автоматической станцией «Фобос-Грунт». Собственная же орбитальная станция куда сложнее в исполнении, чем любая из этих отдельно взятых программ.

Сможет ли Россия реализовать настолько амбициозный проект в условиях экономического спада — большой вопрос. Понятно, что для этого потребуются другие люди на руководящих должностях, другое отношение к делу, иной дух и стратегия. Стратегия не отдельно для космоса, а для страны в целом, где космос лишь часть большой национальной идеи.







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация