ВЛ / Статьи

За чей счет гешефт, Петрович?

+1
17-01-2016, 01:00...
1 058
 

За чей счет гешефт, Петрович?

О мечтаниях украинского премьера

Когда Арсений Яценюк возглавляет какое-либо направление (политическое, экономическое, финансовое, социальное), то результат будет провальный. В чем-чем, а в этом Петрович за многие годы своего нахождения во властных структурах (министром, руководителем парламентской фракции, наконец, главой кабмина) поднаторел. Еще одним природным качеством украинского премьер-министра является готовность унизительно выклянчивать деньги.

И куда же теперь он обратил свое внимание, чтобы сорвать хоть копейку? Озвучивая идею украинских Нью-Васюков, а именно — проложить «Шелковый путь» через «незалежную», естественно рассчитывает, что инвестором выступит Пекин. Он даже не озаботился детально разобраться о целях и задачах предполагаемых транспортных маршрутов Поднебесной.

Между тем, проект «Экономический пояс Шелковый путь» в правовом отношении только формируется. Есть «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века» утвержденная властями КНР в 2015 году. Она предполагает создание транспортных коридоров для доступа на рынки Европы и Африки.

Но едва ли не самым главным пунктом Концепции является расширение двухсторонней торговли с самими участника «Шелкового пути», обеспечение денежного обращения, осуществление расчетов в национальных валютах, т.е. в первую очередь в юанях. Фактически Китай стремится разбросать свои щупальца на территории пролегания транспортного проекта, чтобы затем заполнить их произведенными в КНР товарами. При этом, естественно, вытесняя продукцию местного производства.

Интересно и то, что в рамках проекта «Шелковый путь» китайцы не планируют создавать социальную инфраструктуру вдоль железных и автомобильных дорог. Расходы на ее содержание полностью перекладываются на плечи местных властей. А что китайцы точно хотят взять под свой контроль, так это сферу торговли и обслуживания вдоль транспортного маршрута.

Не удивительно, что при таком подходе крайне сложно идут переговоры по подписанию документов на прокладку северной ветки «Шелкового пути» между Евразийской экономической комиссией и правительством КНР. При транспортном удобстве маршрута через Россию Пекин не устраивает то, что Евразийский экономический союз формирует единый для всех стран-участниц таможенный тариф, в т. ч. и на ввоз китайской продукции. Естественно, что ввозные пошлины и общие правила внешней торговли ограничивают поставку китайских товаров на рынки членов ЕАЭС. Более того, с момента создания Таможенного союза евразийское объединение постепенно ужесточает торговый режим с КНР. Евразийская экономическая комиссия неоднократно начинала расследования в отношении китайских производителей, вводя в отношении их антидемпинговые пошлины. В 2015 году такие меры были приняты в отношении стальных бесшовных труб, шин для грузовых автомобилей, продукции плоского холоднокатаного нержавеющего проката, гусеничных бульдозеров и лимонной кислоты и другого.

На этом фоне активизировались работа по другому направлению, предложенному Соединенными Штатами в начале 1990-х годов (так называемый проект «TRACEKA»). Сегодня эта южная ветка маршрута «Новый шелковый путь» называется «Silk Wind» («Шелковый ветер») и развивается с участием Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и КНР. На сегодняшний день, между этими странами подписан договор о создании консорциума по транспортировке грузов из Китая в ЕС. Пекин, Астана, Баку и Тбилиси выступили полноценными участниками, а Анкара в качестве ассоциированного члена.

Интерес к данному маршруту для Китая заключается не только в том, что он расширяет количество коридоров. В рамках южного маршрута у Пекина существует возможность договариваться с каждым партнером отдельно, а не с их объединением как в ситуации с ЕАЭС. Соответственно, Поднебесная может добиться льготных условий по экспорту товаров на территорию участниц «Шелкового ветра». Кроме того, для Китая очень привлекательна возможность проникнуть через Казахстан — одну из стран Евразийского экономического союза — на рынок России.

При этом китайцы еще те капиталисты под коммунистической вывеской. Стараются минимизировать свои расходы буквально на всем. Показательно, что в логистику так называемого «бирманского коридора» (проекта, который должен соединить Китай с Мьянмой, Бангладеш и Индией) Пекин уже инвестировал в 100 раз больше средств, чем готов выделить на проект «Шелкового ветра». Это контрастно свидетельствует о том, какие у КНР приоритеты.

Но даже в этом, второстепенном для Пекина проекте Украина стараниями Арсения Петровича умудрилась «выделиться». Не являясь юридическим участником «Шелкового ветра», т.е. не дождавшись подписания договора о своем участии в консорциуме по транспортировке грузов из Китая в ЕС через Каспийское море, украинская сторона уже отправляет экспериментальный поезд из Ильичевска Одесской области через Черное море в Грузию и далее через Каспий в казахские степи.

Еще более удивительно как Яценюк собирается получать хоть какие-то инвестиции из Китая, если Украина в правовом отношении не оформила свое полноценное участие в «Шелковом ветре». Но, как известно, в Китае жесткая вертикаль управления, в т. ч. и в сфере экономики и инвестирования. Для развития инфраструктурных проектов существует фонд «Шелковый путь». Но деньги в него внесли (выступили соучредителями) Центробанк Китая, другие госбанки и госкорпорации. При отсутствии соответствующих госпрограмм, международных взаимно обязывающих документов они не выделят ничего. А значит, Украина в очередной раз стараниями Яценюка останется с носом.

Но главное то, что до совершения всех необходимых юридических действий, до получения гарантий Арсений Петрович спешит 15 января отправить в Китай первый эшелон. Учитывая то, что Пекин в нынешней ситуации не будет раскошеливаться, несложно догадаться за чей счет гешефт. Конечно же, за деньги Украины.

Как это по-украински — гонять составы за три с половиной тысячи километров и тратить огромные средства для демонстрации своих «возможностей» при собственной нищете и полном отсутствии экономической обоснованности и юридических гарантий.

Но если уж стремитесь показать свою «гениальность», то делали бы это у себя дома. Не позорьте жалкие остатки собственной государственности на весь мир.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация