ВЛ / Статьи

Атака в Джакарте. Индонезия — следующая мишень террористов

0
15-01-2016, 22:51...
1 159

Атака в Джакарте. Индонезия — следующая мишень террористов

Вслед за Турцией атакам террористов подверглась далекая Индонезия. Утром 14 января 2016 года серия взрывов произошла в индонезийской столице Джакарте. По первоначальным данным, озвученным представителями индонезийских властей, жертвами террористической атаки стали как минимум семь человек. Как сообщили некоторые СМИ, среди погибших — сотрудник Организации Объединенных Наций. Позже представитель полиции известил общественность и журналистов, что из семи погибших жертвами теракта является лишь три человека, остальные четверо — это террористы. Среди погибших — граждане Индонезии и Канады. Ранения получили еще 20 человек, среди которых граждане Австрии, Нидерландов, Германии и Алжира. 

Между тем, Al Jazeera сообщает о 17 погибших в результате теракта в Джакарте. Среди них — пять гражданских лиц, семеро сотрудников силовых структур страны и террористы. Взрывы произошли не в результате закладывания взрывных устройств, а вследствие настоящей атаки, предпринятой группой неизвестных боевиков. Примерно 10-15 террористов атаковали прохожих возле торгового центра, кафе Starbucks, гостиниц и офисных зданий. Информационные агентства сообщают, что шесть взрывов прогремели в 50 метрах друг от друга в центре Джакарты. Как сообщил министр-координатор по вопросам политики, юстиции и безопасности Индонезии Лухут Панджаитан, смертники подорвали себя в одной из кофеен в центре индонезийской столицы. Позже выяснилось, что хронология террористического акта выглядела примерно так. Около 11.00 утра в кафе Starbucks прогремел первый взрыв — его устроил террорист-смертник. Рядом с кафе, на парковке, неизвестные открыли огонь по иностранным гражданам. Погиб гражданин Алжира, ранения получил гражданин Нидерландов. Полицейские окружили стрелявших в них террористов, однако последним удалось взорвать самодельную бомбу. Спустя несколько минут к полицейскому посту подъехали мужчины на мотоциклах, которые бросили в него гранаты. Затем мотоциклисты стали стрелять по прохожим. Огонь по толпе зевак открыл и молодой человек с пистолетом. Его вскоре застрелили полицейские. Оставшиеся в живых террористы забрались на крышу джакартского театра, откуда открыли огонь по полицейским, пытающимся подобраться ближе к зданию. Два взрыва прогремели у посольств Турции и Пакистана. Тем временем, в центр индонезийской столицы стали прибывать подкрепления — армейские и полицейские спецподразделения. Началась операция против засевших на крыше театра террористов, которая продолжалась несколько часов. В операции приняли участие спецназовцы, армейские бронемашины и даже вертолеты. 

Президент страны Джоко Видодо, находившийся в служебной командировке, срочно вылетел в столицу страны. Районы, где произошли террористические атаки, оцепили бойцы спецподразделений. Руководство страны сразу же квалифицировало произошедшую трагедию как террористический акт. Президент Индонезии Джоко Видодо в опубликованном обращении призвал народ страны не бояться террористов. Пока точно неизвестно, кто может стоять за терактом в индонезийской столице. Однако уже появляются первые версии и предположения. Разумеется, наиболее вероятным организатором теракта называют запрещенную в России международную террористическую организацию «Исламское государство». Именно ее боевики, как считают многие эксперты и журналисты, могли бы совершить подобный безмотивный акт террора в центре индонезийской столицы. Несмотря на то, что долгое время Юго-Восточная Азия не входила в число приоритетных регионов деятельности «Исламского государства», сторонники этой организации присутствовали и в Индонезии, и в Малайзии. На сайте «Военное обозрение» мы уже затрагивали тему распространения религиозного фундаментализма и экстремизма в странах Малайского архипелага. Сегодня, в свете произошедших в Джакарте трагических событий, придется вновь вернуться к этой теме.
 

Атака в Джакарте. Индонезия — следующая мишень террористов

 
Активизация террористов в Индонезии

В последнее десятилетие религиозно-экстремистские организации стали проявлять повышенную активность в Юго-Восточной Азии, где прежде «политический ислам» никогда не отличался свойственными Ближнему и Среднему Востоку и Северной Африке радикальными тенденциями. Конечно, и в 1970-е — 1990-е гг. в Юго-Восточной Азии действовал целый ряд радикальных группировок, поднявших религиозные лозунги и ведших вооруженную борьбу против правительств своих стран. Однако в их случае религиозные лозунги становились подтверждением требований национально-освободительного характера. Религиозная идентичность позволяла укрепить идентичность этническую. Так обстояло дело в Таиланде, где в южных провинциях, населенных малайцами-мусульманами, началась партизанская война против центрального правительства под религиозными лозунгами. Так было дело и на Филиппинах, где моро — исповедующие ислам национальные меньшинства острова Минданао также развернули вооруженную борьбу против правительства страны. В самой Индонезии, тем не менее, правительство сталкивалось с вооруженным сопротивлением радикальных группировок лишь на северо-западе Суматры — в исторической области Ачех, население которой традиционно отличалось повышенной религиозностью в силу более развитых контактов с Арабским Востоком. Эта ситуация оказала существенное влияние на общее отношение индонезийских властей к религиозному экстремизму. Долгое время религиозные фундаменталисты не рассматривались в качестве врагов существующей индонезийской государственности (вне пределов Ачеха, что на северо-западе острова Суматра — в Ачехе вооруженная борьба местных сепаратистов под религиозными лозунгами побуждала власти относиться к проблеме радикализации ислама серьезнее, чем в других регионах страны). Ситуация изменилась, когда в стране один за одним стали происходить террористические акты. Первоначально объектами нападений радикалов стали представители других конфессий и иностранные туристы. Так, 12 октября 2002 года в городе-курорте Куте на острове Бали произошел колоссальный по числу жертв теракт. В результате взрывов трех бомб погибло 202 человека, 209 человек получили ранения. Среди убитых были 164 гражданина иностранных государств. Ответственность за теракт возложили на боевиков действующего в Юго-Восточной Азии движения «Джемаа Исламия». 

Еще один крупный теракт произошел в августе 2003 года, когда террорист-смертник взорвался на груженом взрывчаткой, бензином и гвоздями грузовике. Теракт произошел у ресторана на территории гостиничного комплекса Marriott. Погибло 12 человек, еще 150 человек получили различные ранения. 9 сентября 2004 года взрыв прогремел у въезда в посольство Австралии в Индонезии, расположенное в столице страны Джакарте. Погибло 11 человек, включая четырех полицейских и охранника здания. В 2005 г. новый громкий теракт произошел в «туристической жемчужине» Индонезии — на острове Бали. Здесь 1 октября 2005 года произошло несколько взрывов. Один из них прозвучал в ресторане на курорте Джимбаран, прямо на берегу Индийского океана, второй — там же, но через несколько минут. Еще два взрыва прогремели на центральной площади курортного городка Кута. В результате взрывов погибли 25 человек, свыше 100 человек получили ранения различной степени тяжести. 17 июля 2009 года два взрыва прогремели у джакартских престижных отелей Ritz‑Carlton и Marriott. Их жертвами стали 9 человек, еще 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Среди пострадавших — 13 иностранных граждан. В 2015 году имел место взрыв на рынке Табах-Абанг, что в центре Джакарты. Он прозвучал 8 апреля 2015 года и привел к ранениям лишь четырех человек, то есть, не шел ни в какое сравнение с масштабными терактами прошлых лет. Помимо взрывов, к террористическим актам последних лет можно отнести также неоднократные случаи поджогов христианских церквей, нападений на места сбора христиан и верующих других конфессий. Радикальные фундаменталисты хотят видеть Индонезию исключительно моноконфессиональной страной, поэтому предпринимают акты агрессии в отношении христианского, буддийского и индуистского меньшинств. 

Помимо террористических атак, радикальные организации Индонезии заявляли о себе и целым рядом менее опасных, но также экстремистских действий. К примеру, в декабре 2014 г. на Центральной Яве боевики религиозно-фундаменталистских организаций разгромили три магазина, продававших в канун католического Рождества рождественскую символику. Дело в том, что в современной Индонезии давно вошло в моду отмечание Рождества и использование рождественской символики. Религиозные радикалы считают это свидетельством утверждения западного влияния и отхода населения страны от традиций ислама. Поэтому радикальные организации ведут активную борьбу с любым проникновением культурного влияния Запада, в первую очередь — с модой на рождественскую символику. Массовыми акциями протеста встретили радикально настроенные индонезийцы и информацию о том, что в стране может быть проведен конкурс на звание «Мисс-Мира». 

Активизация террористов в Индонезии заставила власти страны обратить более пристальное внимание на деятельность радикальных религиозных организаций. Если прежде отношение к ним было весьма снисходительное, то теперь они попали под подозрение. Наибольшим поводом для беспокойства стал начавшийся выезд из Индонезии сотен добровольцев для участия в боевых действиях в Ираке и Сирии — на стороне «Исламского государства». В индонезийских городах появились эмиссары ИГ, стали проводиться митинги фундаменталистов в поддержку действий ИГ на Ближнем Востоке. После этого предыдущим президентом Индонезии генералом Сусило Юдойоно было принято решение о запрете деятельности организации «Исламское государство» на территории Индонезии. В стране начались полицейские преследования религиозных проповедников и активистов религиозных организаций, которые подозревались в связях с ИГ и в организации поездок индонезийских добровольцев в Сирию и Ирак. Сразу же после взрывов в Джакарте индонезийская полиция сообщила, что ИГ в последнее время делала непосредственные угрозы террористических актов в стране. Начальник полиции Джакарты Тито Карнавиван заявил, что ИГ незадолго до произошедшего присылало сообщения о готовящихся «концертах в Джакарте». По словам шефа полиции, непосредственным организатором теракта, предположительно, является гражданин Индонезии Бахрум Наим, который в настоящее время находится на территории Сирии и воюет в составе формирований ИГ. Целью боевиков, устроивших вылазку в Джакарте, были иностранные граждане и сотрудники местных силовых структур. Позже «Исламское государство» официально взяло ответственность за террористический акт в Джакарте. Об этом сообщили ведущие мировые средства массовой информации. 
  

Атака в Джакарте. Индонезия — следующая мишень террористов


Пока будут бедные, будет и экстремизм

Индонезия — крупнейшая мусульманская страна мира. Население Индонезии составляет, по оценкам 2014 года, 253 609 643 человек. Это четвертая в мире по численности населения страна — она уступает лишь Китаю, Индии и Соединенным Штатам Америки. Понятно, что страна с огромным населением, подавляющее большинство которого исповедует ислам, обладающая колоссальным экономическим потенциалом и фактически являющаяся региональной державой, не может не привлекать внимание религиозных фундаменталистов, в том числе и представителей запрещенной в России организации «Исламское государство». ИГ крайне заинтересована в расширении своей деятельности и влияния в Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Индонезии. Известно, что большинство населения страны живет в бедности, в стране безработица и экономика не в состоянии обеспечить потребности растущего населения. Как отмечает индонезийский политолог Ювоно Сударсоно, «пока в стране есть 9,8 миллионов безработных и 36 миллионов человек живут ниже уровня бедности, всегда будут существовать озлобленные молодые индонезийцы, приверженные исламскому радикализму. Именно на социально-экономическом уровне цикл должен быть разорван» (Цит. по: Другов А.Ю. Религия и власть в современной Индонезии // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. № 13, 2009). Социальное недовольство населения постепенно начинает выплескиваться в форме религиозного экстремизма. Естественно, что для ИГ Индонезия представляет собой очень перспективную страну в плане вербовки боевиков. Ведь людские ресурсы Индонезии практически неисчерпаемы по меркам этой организации. С другой стороны, Индонезия, в отличие от стран Ближнего и Среднего Востока, в еще большей степени подвержена процессам вестернизации. Сюда гораздо заметнее проникают веяния западной культуры, что очень не нравится местным консервативным кругам — сторонникам традиционного образа жизни. Это также является дополнительным фактором популяризации радикальных идей среди части индонезийцев, в особенности — представителей молодого поколения. Далеко не все молодые индонезийцы довольны тем, как в стране распространяются характерные для Запада модели поведения, меняется внешний вид юношей и девушек, появляются культурные меньшинства, претендующие на равноправие. Многие проявления «культурной модернизации» современной Индонезии радикалы объясняют разлагающим влиянием западной культуры и видят единственной возможностью его минимизации установление теократического государства — «халифата». 

Отметим, что в конце декабря 2015 г. индонезийская полиция арестовала шестерых местных жителей, которых заподозрили в связях с запрещенным ИГ. Житель провинции Западная Ява Абу Карим был арестован по обвинению в подготовке террористических актов, что подтвердило изъятие у него схем изготовления взрывных устройств. Позже было задержано еще несколько человек, также обвиненных в подготовке терактов на островах Ява и Суматра. Индонезийское разведывательное агентство установило, что свыше 100 граждан Индонезии, принимавших участие в боевых действиях в Сирии и Ираке на стороне «Исламского государства», в последние месяцы вернулись в страну. С их активизацией в Индонезии и были связаны проводившиеся полицейские операции по задержаниям предполагаемых террористов. Однако, несмотря на проведенные задержания, террористические акты в Джакарте все же произошли. Неизвестно, сколько еще экстремистов, готовых к совершению атак на территории Индонезии, находятся в стране. Между тем, есть все основания считать, что почву для активизации фундаменталистских организаций в стране подготовили сами индонезийские власти. Джакарта осудила политику сирийского президента Башара Асада. Не далее, как в октябре 2015 года индонезийские власти позволили радикалам провести митинг у российского посольства в Джакарте. Собравшиеся сотни демонстрантов протестовали против начала военно-воздушной операции России в Сирии, скандировали антироссийские лозунги и публично сожгли российский государственный флаг. Конечно, власти Индонезии еще в 2014 году официально осудили деятельность организации «Исламское государство» на Ближнем Востоке, но, в то же время, не спешили принимать решительные меры против распространения радикальных идей на своей территории.
 
Религиозные радикалы набирают силу

В первые десятилетия индонезийской независимости, когда страной управлял левый националист Ахмед Сукарно, исламские фундаменталисты оказались загнанными в подполье. Сукарно заигрывал с коммунистами, поэтому стремился ограничить влияние религиозных и праворадикальных сил на индонезийскую политику. К тому же, деятельность религиозных фундаменталистов, по мнению Сукарно, препятствовала реализации разработанной им концепции «панча сила» — пяти столпов независимой индонезийской государственности, к которым Сукарно относил веру в единого Бога, справедливую и цивилизованную гуманность, единство страны, демократию, социальную справедливость для индонезийского народа. Концепция «панча сила» предусматривала и мирное сосуществование ислама, буддизма, индуизма, христианства на индонезийской земле. Естественно, что религиозные фундаменталисты, стремившиеся видеть Индонезию мусульманским государством, не соглашались с этой точкой зрения и Сукарно постарался минимизировать их влияние на политическую жизнь страны. 

Индонезийские исламские деятели обвиняли светских националистов, возглавивших страну после достижения независимости, в предательстве идеалов национально-освободительного движения. Так, Хасан Мухаммад Тиро утверждал, что индонезийские светские националисты внедряют в стране вредный для ее культуры европейский опыт политической модернизации, насаждают капиталистические отношения. Другой теоретик, Иса Аншари, утверждал, что европейское влияние развращает индонезийскую нацию и лишь создание исламского государства способно предотвратить пагубные процессы. Вторым, помимо светских националистов, политическим противником в тот период религиозные фундаменталисты считали Коммунистическую партию Индонезии и другие левые и леворадикальные группы. При этом они подчеркивали, что в исламе и так большую роль играет социальная составляющая, поэтому для достижения подлинной социальной справедливости совершенно необязательно прибегать к чуждым идеологическим доктринам европейского происхождения. Этот нюанс крайне важен и для понимания природы современного индонезийского религиозного фундаментализма. Ведь религиозные фундаменталисты апеллируют к беднейшим слоям индонезийского общества, недовольным политикой властей и, с другой стороны, в наибольшей степени находящимся под влиянием традиционных религиозных ценностей. Для социальных низов современной Индонезии стремление к созданию исламского государства становится заветной целью, альтернативной капиталистическому пути развития страны. Фактически религиозные фундаменталисты в настоящее время заняли ту социально-политическую нишу, которую в середине ХХ века им приходилось делить с коммунистическим движением. В современной Индонезии коммунисты более не имеют того влияния, что в 1950-х — первой половине 1960-х гг. Поэтому социальная проблематика активно эксплуатируется именно религиозными фундаменталистами, получающими симпатии обездоленных слоев индонезийского общества. 

Общественно-политическое влияние индонезийских религиозных фундаменталистов начало расти после отстранения Ахмеда Сукарно от власти. Именно на поддержку религиозных фундаменталистов оперлись представители высшего военного руководства страны, сотрудничавшие с США и стремившиеся свергнуть Сукарно. К власти в стране пришел генерал-майор Сухарто, который активно эксплуатировал антикоммунистические идеи и лозунги. При нем правые силы стали рассматриваться в качестве противовеса коммунистам, к которым, наоборот, отношение кардинально изменилось. Напомним, что до прихода к власти в 1965 г. генерала Сухарто, в Индонезии действовала наиболее многочисленная в Юго-Восточной Азии коммунистическая партия. Сухарто фактически вырезал индонезийских коммунистов — не столько с помощью армии и полиции, сколько руками боевиков праворадикальных и религиозно-фундаменталистских группировок. Но, в то же время, установление военного режима в Индонезии не привело к реализации целей религиозных фундаменталистов. Правые военные, хотя и использовали потенциал влияния религиозных лидеров на народные массы в целях противостояния левым националистам и коммунистам, тем не менее, не собирались делить с религиозными фундаменталистами власть. Хотя власть, по сравнению с годами правления Сукарно, несравненно улучшила отношение к религиозным организациям, все же она постаралась оставить в их компетенции исключительно вопросы религии. Но самих религиозных фундаменталистов этот подход, безусловно, не устраивал. Именно в годы правления Сухарто началось формирование тех радикальных фундаменталистских организаций, которые в конце ХХ — начале XXI вв. активно заявили о себе на индонезийской политической сцене. И именно в этот период активизировались столкновения на межконфессиональной почве, происходящие в тех районах Индонезии, где проживают значительные группы не только мусульманского, но и христианского (Моллукские острова), буддийского и индуистского (Бали) населения. Обострение межконфессиональных отношений также внесло весомую лепту в радикализацию религиозно-фундаменталистских кругов Индонезии. Власти страны, в то же время, не сильно стремились ограничить деятельность религиозно-фундаменталистских организаций, особенно если последние не демонстрировали антиправительственных настроений, а ограничивались нападками на иноконфессиональные группы населения, коммунистов и сторонников вестернизации. Многие годы радикальным организациям позволялось действовать на территории Индонезии — они имели здесь свои представительства, вербовали активистов. В то же время, индонезийское руководство рассчитывало, что опасных масштабов деятельность религиозных фундаменталистов на территории страны не достигнет. Индонезийский ислам всегда отличался умеренностью, лояльностью властям. Те же радикальные группы, которые «перегибали палку» и начинали вести подрывную деятельность против индонезийского правительства, выдавливались за пределы страны. 

Начиная с 2000-х гг. влияние религиозных фундаменталистов в стране стремительно растет. Это проявляется и на бытовом уровне. Так, в городе Тангеранг, что близь Джакарты, женщинам запретили выходить в позднее время без сопровождающего мужчины. В суматранском городе Паданг мэр города потребовал, чтобы все девочки, причем вне зависимости от вероисповедания, посещали школу в хиджабе. Лишь после нарастания протестов со стороны общественности, глава городской администрации был вынужден отказаться от этого решения. В 2002 г. в провинции Западная Ява местное управление образования разослало по школам бланки анкет. В них предлагалось ответить по каждому ребенку на вопрос, не является ли он незаконнорожденным «дитем порока». Но если перечисленные случаи все же носили частный характер и, скорее всего, были связаны с деятельностью отдельных чиновников или групп чиновников, сочувствующих радикальным фундаменталистам, то в провинции Ачех на севере Суматры законы шариата были введены в полном объеме. Лишь после того, как шариат стал определять повседневную жизнь провинции Ачех, ведшее вооруженную борьбу против индонезийского правительства Движение за Свободный Ачех прекратило сопротивление и заключило мир с правительственными силами. С 2005 г. в Ачехе принято шариатское законодательство, пусть и в несколько более мягкой форме, чем в Саудовской Аравии. Тем не менее, в провинции активно применяются телесные наказания по отношению к нарушителям моральных норм и запретов. Так, публичная порка может ожидать женщин, остающихся наедине с посторонними мужчинами, или мужчин и женщин, играющих в азартные игры, употребляющих алкогольные напитки. Подобные наказания регулярно транслируются по провинциальному телевидению. Но и эти достижения радикальные круги индонезийских фундаменталистов считают слишком малыми. В Западной Суматре, Западной и Центральной Яве радикалы требуют введения шариатского законодательства по образцу штата Ачех. 

До недавнего времени наиболее активными религиозно-фундаменталистскими организациями Индонезии оставались Индонезийская партия освобождения Хизб-ут-Тахрир (ХТИ) и «Джемаа Исламия» («Исламское общество»). «Хизб-ут-Тахрир» носит характер более интеллектуальной организации и ориентируется на пропаганду среди студентов высших учебных заведений Индонезии. Целью данной организации является борьба за воссоздание халифата. Индонезийское правительство не препятствует проведению массовых мероприятий и собраний данной организации, но стремится сдерживать ее контакты с зарубежными фондами и организациями. Вторая организация, «Джемаа Исламия», имеет более напряженную историю взаимоотношений с индонезийскими властями. Ее основали имам Абдулла Сунгкар и имам Абу Бакар Башир. В отличие от ХТИ, «Джемаа Исламия» достаточно быстро перешла к насильственным действиям против иноверных меньшинств страны. В 1984 г. активисты организации устроили массовые беспорядки, сопровождавшиеся столкновениями с полицией. После этого терпение индонезийских властей лопнуло и имамам Сунгкару и Баширу пришлось покинуть страну. Они нашли убежище в соседней Малайзии, где продолжили деятельность по консолидации своей организации и формированию ее вооруженного крыла. Неоднократно указывалось, что боевики «Джемаа Исламия» воевали в Афганистане против Советского Союза, принимали участие в организации террористических актов на острове Бали в 2002 и 2005 годах. «Джемаа Исламия» выступает за создание «Исламского государства Нусантара», которое, по мнению теоретиков организации, должно охватывать территории современных Индонезии, Малайзии, Брунея, Сингапура, а также населенных мусульманами провинций Таиланда, Мьянмы и Филиппин. В последние годы на смену ХТИ и «Джемаа Исламия» в Индонезии постепенно приходит куда более радикальное ИГ. Проводниками его влияния в Индонезии стали граждане страны, получавшие образование в религиозных и светских учебных заведениях в странах Арабского Востока и в Турции. Это представители образованных слоев индонезийского общества, которые придерживаются религиозно-фундаменталистских убеждений и тесно связаны с международными религиозно-фундаменталистскими организациями. Разумеется, что некоторые из индонезийцев, обучающихся за рубежом, во время учебы знакомились с представителями ИГ и превращались в сторонников этой организации. Возвращаясь на родину, они консолидировали вокруг себя менее образованную, но социально обездоленную и обиженную на политику правительства молодежь, в первую очередь — городских безработных. Именно последние представляют собой основной контингент, из которого вербуют добровольцев для участия в боевых действиях на Ближнем Востоке или совершения террористических актов на территории самой Индонезии. По данным индонезийских спецслужб, не менее 500 граждан Индонезии воюют на территории Сирии и Ирака, однако в действительности эта цифра может быть значительно выше. К тому же, происходит постоянный процесс возвращения повоевавших бойцов на родину и отправки новых добровольцев в Ирак и Сирию. Там индонезийские радикалы набираются боевого опыта, проходят соответствующую идеологическую обработку и возвращаются уже готовыми для того, чтобы продолжать вооруженную борьбу на территории родной Индонезии. 

ИГ в Индонезии

После того, как 29 июня 2014 г. в Сирии и Ираке сторонниками ИГ был провозглашен «халифат», последовал целый ряд заявлений о его поддержке со стороны индонезийских религиозно-фундаменталистских организаций и отдельных религиозных деятелей. 30 июня присягу на верность ИГ принес шейх Абу Вардах Сантосо, являющийся командиром радикальной группы «Муджахеддины Индонезии», отколовшейся в свое время от «Джемаа Исламия» и ведущей вооруженную борьбу в джунглях Индонезии (впрочем, реальных успехов «лесные джихадисты» Абу Вардаха Сантосо не достигли — в отличие от филиппинской группировки аналогичного толка «Абу Сайяф» они не смогли проводить серьезные акции против силовиков). Затем 5 июля последовала присяга прихожан мечети города Бима на острове Сумбава, 6 июля — студентов университета из города Чипутат на Яве, 16 июля — прихожан мечети города Суракарта на острове Ява и т.д. В середине июля 2014 г. на верность ИГ присягнул и основатель «Джемаа Исламия», духовный лидер этой организации имам Абу Бакар Башир. 

После этого у ИГ в Индонезии появился мощнейший ресурс — организация «Джемаа Исламия», имеющая давнюю историю и разветвленную сеть в странах Юго-Восточной Азии. Этот фактор также не следует сбрасывать со счетов. 22 июля 2014 г. был опубликован видеоролик, в котором Абу Мухаммад аль-Индонези — лидер индонезийских добровольцев на Ближнем Востоке — призывал своих соотечественников встать под знамена ИГ. В ответ, осознав опасность сложившейся ситуации, индонезийское руководство перешло к активным действиям. Уже 4 августа 2014 г. правительство Индонезии официально заявило о запрете организации «Исламское государство» и ее идеологии на территории страны. После этого начались массовые полицейские облавы в отношении предполагаемых активистов и сочувствующих ИГ. В провинциях Восточная Ява и Молукки были задержаны боевики, а 15 августа спецназ уничтожил группу радикалов в городе Баньюмас (провинция Центральная Ява), убив одного и задержав пятерых ее членов. Тогда же, в августе 2014 г, стало известно об угрозах индонезийских сторонников ИГ разрушить знаменитый храмовый комплекс Боробудур на острове Ява, построенный еще в доисламскую эпоху и считающийся крупнейшим памятником индонезийской буддийской культуры. Очевидно, что так индонезийские радикалы пугали мировую общественность, еще не пришедшую в себя после разрушения афганскими талибами знаменитого буддийского комплекса Бамиан. 

И немного — о внешних факторах

Таким образом, версия о причастности к террористической атаке в Джакарте представителей радикальных организаций религиозного толка, в первую очередь — местных ячеек ИГ, представляется наиболее обоснованной. Ее придерживаются и сами индонезийские власти. Тем более, что уже имеется и пришедшее в СМИ сообщение якобы от ИГ о том, что организация берет на себя ответственность за атаки в Джакарте. Но, между тем, не следует забывать и об еще одной версии. Ее, по вполне понятным причинам, не будут озвучивать ни индонезийские власти, ни большинство мировых средств массовой информации. Речь идет о провокациях заинтересованных в определенных изменениях политического курса страны внешних сил. Некоторые СМИ обращают внимание на предшествовавшие взрывам и стрельбе в Джакарте события. Так, в начале октября 2015 года было подписано соглашение по созданию Транстихоокеанского партнерства. Этот проект назвали важным ударом США по позициям Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства подписали Соединенные Штаты Америки, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили, Перу. В качестве перспективного участника ТТП рассматривалась и Индонезия — четвертая по численности населения страна в мире и крупнейшая после Китая страна в Азиатско-Тихоокеанском регионе, экономика Индонезии занимает третье место после китайской и японской в Восточной и Юго-Восточной Азии. Уже 27 октября появилась информация о том, что Индонезия в ближайшее время присоединится к Транстихоокеанскому партнерству. Но в середине ноября 2015 г. индонезийское руководство вдруг передумало. Была озвучена позиция, что для индонезийского государства больший интерес представляет АСЕАН, в котором важную роль играют Китай и Россия. От идеи присоединения к Транстихоокеанскому партнерству Индонезия отказалась. Кто знает, не является ли террористическая атака в Джакарте своеобразным «намеком» индонезийскому руководству на желательность сотрудничества с «главным борцом с терроризмом» на планете?
 
Перед индонезийским руководством в свете последних событий встали непростые задачи. Индонезия пытается сохранять нейтралитет в сложной политической игре на Востоке. Так, именно Индонезия заявила о желании выступить в качестве посредника в налаживании отношений между Ираном и Саудовской Аравией (окончательно испортившихся после демонстративной казни в Саудовской Аравии шиитского духовного лидера). Во-вторых, Индонезия в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже не спешит открыто принимать сторону США и включаться в Транстихоокеанское партнерство, подчиняя свою экономику интересам американских и транснациональных корпораций. Все сложнее становится для Индонезии, как мы видим, и поддержание общественного порядка и безопасности внутри страны. Долгое время страна официально придерживалась концепции «панча силы», позволяющей более-менее мирно сосуществовать мусульманам и представителям католического, протестантского, буддийского и индуистского меньшинств. Активизация религиозных фундаменталистов, особенно столь непримиримых, как ИГ, может привести к существенной дестабилизации ситуации в стране. Между тем, эскалация насилия и межконфессиональных конфликтов неизбежно скажется на экономике Индонезии. Известно, что страна является одной из наиболее привлекательных для иностранных туристов. Туристическую славу Индонезии создает остров Бали — «жемчужина» страны, уникальная еще и тем, что на Бали исповедуют не ислам, а местную «балийскую религию», сочетающую элементы индуизма, буддизма и традиционных балийских верований. Естественно, что последователи этой религии всегда подвергались нападкам со стороны религиозных фундаменталистов, которые воспринимают Бали «островом разврата» по сравнению с куда более консервативными и менее связанными с Западом другими регионами Индонезии. Террористические акты могут привести к постепенному снижению количества иностранных туристов, посещающих страну. 
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация