ВЛ / Статьи

The Washington Post: новый российский беспилотный подводный аппарат должен поднять тревогу

+2
12-01-2016, 11:55...
1 128
 

The Washington Post: новый российский беспилотный подводный аппарат должен поднять тревогу

Тема развития российских стратегических ядерных сил на протяжении долгих лет будоражит умы зарубежных политиков, военных, экспертов и широкой общественности. Более того, Россия регулярно реализует различные программы и запускает новые проекты, которые становятся очередными поводами для беспокойства зарубежных специалистов. Одним из таких поводов не так давно стал некий проект многофункционального подводного аппарата «Статус-6», который, по некоторым данным, может оснащаться ядерной боевой частью. Несмотря на специфическую ситуацию с дефицитом информации, эта разработка до сих пор привлекает интерес специалистов и общественности, а также становится поводом для появления обеспокоенных публикаций в прессе.

27 декабря редакция американского издания The Washington Post опубликовала статью под названием «Russia’s new underwater nuclear drone should raise alarm bells» («Новый российский беспилотный подводный аппарат должен поднять тревогу»), в которой в общих чертах рассматриваются особенности планов официальной Москвы относительно развития ядерных сил в части некоторых новых проектов. Как ясно из заголовка, авторы материала пришли к не слишком приятным и оптимистичным выводам.

Свою статью авторы издания The Washington Post начинают с напоминания о стратегиях применения ядерных вооружений. Они отмечают, что с момента своего появления ядерное оружие предлагалось для уничтожения двух основных классов целей: военных объектов и городов с промышленными предприятиями. Так, единственные случаи реального боевого применения атомных бомб представляли собой атаку городов (японские Хиросима и Нагасаки, август 1945 года). Вскоре после окончания Второй мировой войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом началась холодная война, в ходе которой стратегия применения ядерных сил основывалась на упомянутых выше принципах.

Большая часть стратегических ракет с ядерными боевыми блоками была нацелена на военные объекты, прежде всего вражеские ракетные базы. Подобная стратегия в зарубежной практике именуется как Counterforce. На города и промышленные предприятия, в свою очередь, была нацелена меньшая часть развернутых ракет. Тем не менее, именно возможное применение ракет против городов прочно засело в общественном создании, а также стало одной из основ концепции взаимного гарантированного уничтожения, при которой две сверхдержавы постоянно держали друг друга на прицеле.

Атомная бомба в роли разрушителя городов всегда была прекрасной почвой для страха. К счастью, отмечают американские журналисты, в последние два десятилетия количество ядерных боезарядов значительно уменьшилось. Тем не менее, по их мнению, некто желает вернуть уже ушедшую в историю эпоху «ядерного страха», из-за чего появляется соответствующий вопрос: кто хочет этого? Ответом на этот вопрос, по мнению редакции The Washington Post, могут быть последние новости из России.

Сравнительно недавно стало известно, что российская промышленность создает перспективный беспилотный подводный аппарат. В ноябре прошлого года в Сочи состоялась встреча российского президента Владимира Путина с руководителями военного ведомства и оборонной промышленности. В ходе этого мероприятия оператор одного из телевизионных каналов запечатлел участника заседания, державшего в руках лист со схемами и некоторыми данными по проекту «океанской многоцелевой системы» под обозначением «Статус-6». Вскоре после подобного раскрытия информации о проекте представители Кремля заявили, что сведения об этой разработке не должны были оглашаться, а соответствующие кадры пропали из репортажей. Тем не менее, к этому времени единственный кадр, представляющий большой интерес, распространился по глобальной сети.

По мнению американских авторов, Россия создает тактическую ядерную систему вооружения, которая сможет незаметно проникнуть в гавань и уничтожить цель при помощи подрыва боевой части и последующего образования крупной волны. Подобный способ атаки может использоваться для нападения на военно-морские базы надводных кораблей или подводных лодок. Кроме того, возможно нанесение определенного ущерба прибрежным городам и их предприятиям. Согласно данным с ноябрьского заседания, основной задачей системы «Статус-6» является «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Авторы The Washington Post напоминают, что в настоящее время не существует никаких международных договоров, которые регулировали бы развитие тактических ядерных вооружений. Система «Статус-6» входит в эту категорию и, как следствие, не подпадает под какие-либо существующие ограничения. Кроме того, отмечается, что и США, и Россия, и Китай в настоящее время занимаются активным развитием своих конвенциональных и ядерных вооружений.

Несмотря на дефицит информации о перспективном российском проекте, в статье «Russia’s new underwater nuclear drone should raise alarm bells» приводятся некоторые предположения о предпосылках к его появлению. Журналисты The Washington Post предполагают, что проект «Статус-6» может быть очередным выражением желания В. Путина отвечать на американскую систему противоракетной обороны асимметричными мерами. Если это действительно так, то американские журналисты видят в этом угрозу. Появление беспилотных подводных аппаратов способно расширить угрозы ядерного нападения и принести их в совершенно новые районы.

В конце своей статьи американские авторы сетуют на сложившуюся, как им кажется, в России ситуацию. Они сожалеют, что в Москве не будет много споров о перспективном проекте. По их мнению, «мистер Путин» контролирует средства массовой информации и парламент, из-за чего его «военные авантюры» почти не контролируются.

***

Как видим, проект океанской многоцелевой системы «Статус-6» продолжает оставаться актуальной темой. Первые и, как выяснилось вскоре, последние данные о нем появились достаточно давно, но он все равно остается темой активных обсуждений, а также приводит к появлению соответствующих публикаций в прессе. Стоит еще раз напомнить, что все споры и обсуждения начались со случайной утечки всего одного слайда из презентации, с которым знакомился один из участников заседания в Сочи.

Как и множество других зарубежных публикаций на тему развития российских вооруженных сил, статья «Russia’s new underwater nuclear drone should raise alarm bells» издания The Washington Post наполнена «политически грамотными» и актуальными для нынешней международной ситуации клише, такими как «военные авантюры мистера Путина» и т.д., однако все же не лишена логичных и здравых мыслей.

Авторы издания вполне справедливо отмечают, что появление подводного беспилотного аппарата, который способен нести ядерную боевую часть и играть роль сверхмощной торпеды, может значительно изменить ситуацию на морях и в прибрежных зонах. Такие боевые качества делают проект «Статус-6» серьезным поводом для беспокойства. Дополнительным фактором, усугубляющим ситуацию, называется отсутствие международных соглашений, регулирующих создание и развертывание тактического ядерного оружия, к которому, как предполагается, будет относиться перспективная российская система.

Интересны выводы американских журналистов, касающиеся предпосылок к появлению проекта «Статус-6». По их мнению, перспективный подводный аппарат может стать очередным асимметричным ответом на строительство и развертывание Соединенными Штатами системы противоракетной обороны. Нельзя не признать, что подобная версия имеет право на жизнь. Российское руководство неоднократно заявляло о планах отвечать на американскую ПРО асимметричными методами. В контексте последних новостей это означает, что в случае ослабления ответно-встречного удара межконтинентальных ракет средствами ПРО вероятного противника удар по военно-морским базам будет производиться при помощи беспилотных аппаратов с ядерными боезарядами. При этом эффективное противодействие подобным системам связано с массой трудностей различного характера.

Первые и последние сведения о проекте океанской многоцелевой системы «Статус-6» появились еще в начале ноября прошлого года, после чего новая информация не попадала в открытый доступ. Тем не менее, несмотря на дефицит сведений, отечественные и зарубежные специалисты продолжают обсуждение интересной темы и приходят к определенным выводам. По мнению авторов издания The Washington Post, высказанному в недавней статье, новый российский проект должен быть поводом для тревоги.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация