ВЛ / Статьи

Как СССР «прули» экспортировал

+1
6-01-2016, 02:00...
2 077
 

Как СССР «прули» экспортировал

История покорения советскими авто британского рынка

Автомобили с правым расположением органов управления «водятся» в Британии, на Мальте, в Австралии, Индии и некоторых других странах. Но когда-то и Советский Союз делал успешные попытки производства праворульных автомобилей. Мы решили рассказать об этой интересной вехе в истории отечественного автопрома.

1965-й: начало

Освоение заграничного рынка с левосторонним движением началось в далеком 1965 году. Первым «засланным казачком» стал переделанный под нужды иностранцев ГАЗ-21П. Вскоре за ним последовали и «Москвичи». А праворульные УАЗы и ЗИЛ-130 отправлялись на рынок Индии.

Что интересно, некоторые «прули» оставались в Советском Союзе. Например, модифицированные «Запорожцы» и «Москвичи» (речь идет об ИЖ-2715, который в народе прозвали «пирожок»). Их довольно продуктивно использовали в почтовой службе. Посудите сами: водитель в этом случае выходил из машины непосредственно на тротуар, забирал письма из почтовых ящиков и двигался дальше по маршруту. Это было очень удобно, и к тому же позволяло сэкономить время. Такие необычные почтовые машины, конечно, встречались в городах Союза нечасто. Больше всего праворульных почтовых «Москвичей» и «Запорожцев» «обитало» в Краснодарском крае.

Думаю, многие знают, что «отцом» советского автомобиля ВАЗ-2101 является Fiat 124. Так вот, этот самый «итальянец» экспортировался и в Британию. А значит, имел модифицированную для этого рынка версию. Поэтому создатели «Жигулей» рассудили здраво: «А чем наше-то детище хуже?!» И вскоре у «Фиата» на рынке Британии появился еще один конкурент.

Первые «Жигули» с правым расположением органов управления появились в 1974 году. Это были две модели, которые получили собственные индексы — 21012 и 21014. А потом «прулем» обзавелись и другие модели ВАЗа, от «двойки» до «семерки». Более того, переделали под потребности британского рынка даже «Нивы». А потом компанию им составили и переднеприводные отпрыски советского автомобилестроения. А именно, 21086, 21087, 21088, 21096, 21097, 21098 и 210996.

Другими словами, во времена СССР отечественный автопром еще не комплексовал, и наши машины пытались покорять иностранные рынки. Пусть даже экзотические.

Чем они отличались?

Если брать автомобили с задним приводом, у них при переносе руля менял свое расположение вакуумный усилитель тормозов, «прихватив» с собой гидропривод и сцепление. Интересно, что на «тройках» и «шестерках», «заточенных» под праворульный рынок, ключ зажигания оставался с левой стороны.

Переносом органов управления «в бардачок» дело не ограничивалось. Пришлось на 180 градусов разворачивать и «дворники», чтобы перед водителем был лучший угол обзора и очистки стекла. Заодно «подретушировали» приборы: разметку в километрах переделали под мили.

Но и это не все. Так, «двойки» в кузове универсал шли со стеклоочистителем и омывателем стекла пятой двери. А «прокаченные» версии Lada 1300 ES отличались еще и более толстым кузовом. К тому же, металл перед покраской проходил обязательную процедуру электростатической и антикоррозийной обработки.

Коснулись изменения и технической составляющей. Трансмиссия, стартер, сцепление, аккумулятор и система выпуска были усилены из-за специфики английского климата.

Более дотошно на заводе относились и к качеству праворульных автомобилей. Существовал даже специальный Центр импорта, в котором машины проходили около 40 всевозможных проверок. Правда, и в Британии советские машины проверяли еще почти по 60 пунктам. Так что качество праворульных «Жигулей» было в разы лучше, чем у машин для внутреннего рынка.

«Люксовые» версии

Различались автомобили и внешне. Так, «шестерки», которые шли на британский рынок, в 1982 году обзавелись алюминиевыми бамперами, в которые были «вшиты» подфарники.

А вот английский импортер Satra Motors Ltd модернизировал советские автомобили самостоятельно. Главной «фишкой» была «люксовая» версия Lada 1600, которая называлась ES. Отличия заключались в отделке крыши винилом, алюминиевыми дисками Apollo Octavo, на которые ставились шины Goodyear Grand Prix. Кроме того, «прокаченные» машины могли похвастать трехспицевым рулем с кожаной оплеткой, а также кассетной магнитолой Radiomobile 310CSR. Кстати, ее антенна автоматически «выезжала» из заднего крыла.

Первые ВАЗы-21212 стали поставлять в Англию в 1978 году, причем машины были исключительно леворульными. «Заточенные» под британский рынок модели появились лишь спустя пять лет. Объясняется казус просто. Дело в том, что в то время «Нива» даже в Европе считалась очень хорошим внедорожником. Иностранцев, желающих заполучить советский автомобиль, было предостаточно, и руководство завода не видело смысла мудрить с праворульной модификацией.

К сожалению, не осталось точной информации, каким тиражом разошлась леворульная «Нива» по Европе. Но то, что их было немало — это точно.

В 1987 году в Англии появилась и «люксовая» версия ВАЗ-21212, которая «там» называлась Lada Niva Cossack. На деле, отличий от оригинальной версии было немного. Незначительные изменения затронули интерьер, кроме того, появилось несколько не самых нужных опций.

Забавный факт — 12-миллионным детищем ВАЗа стала праворульная «девятка», сошедшая с конвейера 6 июля 1989 года.

Вообще, семейство «Самара» пользовалось хорошим спросом в Европе. Сам по себе автомобиль был качественно собран, отличался надежностью и неплохим комплектом опций. В то же время цена у него была ниже, чем у прямых конкурентов, и соответствовала машинам классом ниже. Единственное, что в этих авто не устраивало британцев — чрезмерная вибрация и низкое качество материалов отделки.

В 1994 году в Англии появляется спецверсия Lada Samara Juno. Она отличалась модным аэродинамическим обвесом, антикрылом на крышке багажника, специальными накладками Juno на порогах и колесами на 14 дюймов. Особым шиком считались люк в крыше, аудиосистема Blaupunkt и спортивный руль.

The End

На этом история покорения британского рынка и заканчивается. В 1990-е АвтоВАЗ переживал не лучшие времена. Планы по дальнейшему освоению зарубежного рынка, конечно, были. Но дальше документации на праворульные «десятки» дело так и не пошло. В итоге, рынок Англии, который завоевывался с таким трудом, был потерян очень быстро. И в дальнейшем ВАЗ уже не развивал это направление.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация