ВЛ / Статьи

Россия 100 лет назад: Босфор в блокаде

0
4-01-2016, 14:00...
1 401
 

Россия 100 лет назад: Босфор в блокаде

Как наш флот во время Первой мировой запер Турцию в портах

Летом 1916 года началась минная блокада Босфора. Это был первый опыт ВМФ России по проведению такого рода операций, оказавшийся успешным. Отечественные флотоводцы, действуя более по наитию, смогли нарушить германо-турецкое судоходство в важнейшем со стратегической точки зрения регионе. Этот удачный опыт лег в основу разработанной впоследствии теории минных блокад, успешно применявшейся в дальнейшем ВМФ России и СССР.

1915 год был неудачным для русской армии, действующей и против германских, и против турецких войск. Для перелома ситуации не хватало ресурсов, да и действия высшего командования счесть удачными было невозможно. В частности, начавшаяся в 1915 году блокада Босфора с целью закрыть проход из Черного в Мраморное море для турецких и германских судов с углем и нефтью, имела низкую эффективность. И суда проходили, и немецким крейсерам «Гебен» и «Бреслау» удавалось прорываться для обстрела побережья России.

На первом этапе блокаду обеспечивали броненосцы Черноморского флота — «Три Святителя», «Ростислав», «Пантелеймон», «Иоанн Златоуст», а также дредноуты «Императрица Мария», «Екатерина Великая». Но наибольшую результативность показали три подводные лодки класса «Морж» — «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». Это были новейшие лодки водоизмещением 760 тонн, принятые на вооружение в конце 1914 — начале 1915 года. Они были вооружены четырьмя 457-мм торпедными аппаратами и имели две артиллерийских установки калибра 75 мм. Автономное плавание продолжалось 10 суток. Подводные лодки класса «Морж» потопили 6 пароходов и 22 моторно-парусных судна. Определенную роль в блокировании Босфора сыграла и морская авиация.

Однако сил надводного и подводного флотов было недостаточно для полной блокады пролива. А для установки эффективных минных заграждений ресурсов не хватало — с началом военных действий против Турции Ставка верховного главнокомандующего вынудила командование флота израсходовать практически весь минный запас в оборонительных целях.

Запас мин российской промышленности удалось восстановить лишь к середине 1916 года. Действуя вопреки воле Ставки, адмирал Андрей Августович Эбергард, командующий Черноморским флотом, принял решение о начале в июле 1916 года минно-заградительных операций в прибосфорском районе и на подходах к Варне. Николай II счел такое решение своевольным и отстранил адмирала от командования флотом. Его заменил вице-адмирал Александр Васильевич Колчак, на которого император возлагал большие надежды в связи с планированием «Босфорской операции», которая так и не состоялась в силу различных причин. Колчак возобновил в сентябре прерванные минные операции. И именно они принесли впечатляющие результаты.

С июля 1916 года по июль 1917 года было проведено 20 заградительных операций, в которых принимали участие эсминцы, тральщики, мотобаркасы, катера и подводный заградитель «Краб». В 1916 году было выставлено 2187 мин, в 1917 году — 1966. В общей сложности — 4153 мины. В основном использовались якорные ударно-механические мины образца 1912 года, созданные на базе мины 1909 года. От прототипа она отличалась тем, что ее можно было устанавливать на фиксированной глубине. Это достигалось тем, что в момент зацепления якоря за донный грунт мина начинала всплывать, скользя по тросу. Дойдя до ограничителя, останавливалась. Мощность заряда составляла 100 кг тротила. Наибольшая глубина моря для таких мин составляла 130 метров.

В конце 1916 года начали использовать малые якорные мины «Рыбка», которые промышленность начала выпускать в начале года. Их заряд не превышал 12 килограммов тротила, и ощутимого вреда причинить броненосцам они не могли. Однако оказались эффективными для борьбы с торговыми и маломерными судами.

Тактика постановки минных заграждений по мере накапливания опыта постоянно совершенствовалась. Первоначально мины устанавливали по дуге на расстоянии от 20 до 40 кабельтов от входа в Босфор. Также устанавливались дополнительные мелководные заграждения на флангах вплотную к берегу. Основное заграждение препятствовало прохождению надводных кораблей и крупных транспортов, дополнительные предназначались для подводных лодок и малотоннажных судов.

Расположение минных полей на удалении от горла пролива было продиктовано необходимостью подхода российских кораблей для артиллерийского обстрела укреплений верхнего Босфора.

Между тем, в августе выяснилось, что установленных заграждений недостаточно для полной блокады пролива. Противник продолжал использовать для прохода прибрежные фарватеры. Поэтому до середины сентября 1916 года проводилось усиление заграждений вдоль европейского и азиатского побережья. Это принесло определенные результаты. Но в значительной мере за счет того, что турецкий флот имел ограниченные и несовершенные тральные средства.

Тем не менее, в октябре-декабре Черноморский флот был вынужден заняться подновлением ранее выставленных заграждений при помощи кораблей с малой осадкой — минных тральщиков типа «Эльпидифор», моторных баркасов и быстроходных катеров. В операции были задействованы и эсминцы. Наиболее отличились «Жаркий» и «Живой», работавшие в середине декабря у устья пролива внутри загражденной зоны.

Эсминцы проводили эту операцию со значительным риском. Имея осадку до 3 метров, они прошли над минами основного заграждения, заглубленными на 5 метров. При этом был расчет на то, что турки не тралили основное заграждения из-за недостаточных ресурсов. В результате этой операции по постановке заграждений у самого берега для судов противника был закрыт и прибрежный фарватер.

Также Черноморский флот использовал тактику «адресной» установки мин. Так, 16 сентября были получены разведданные о том, что из порта города Зунгулдак вышел транспорт «Патмос». Пятью российскими эсминцами на пути судна были установлены 220 мин. В результате судно подорвалось у мыса Кара-Бурну.

С начала минной заградительной операции и до конца 1916 года турецкий флот потерял миноносец «Кютахия», канонерскую лодку «Малатия», подводную лодку UB46, транспорт «Ирмингард», буксир «Арслан», несколько парусников и маломерных моторных судов. Была парализована и деятельность больших немецких подводных лодок U33 и U38. Если в первой половине 1916 года они уничтожили четыре российских транспорта и два госпитальных судна, то начиная с августа и до мая 1917 года, немецкий подводный флот полностью прекратил деятельность в регионе.

Блокирование пролива привело к тому, что к октябрю в Турции разразился энергетический кризис. И в 1917 году из-за дефицита угля турецкий флот был вынужден отказаться от операций в восточной части Чёрного моря. В результате российский флот достиг устойчивого господства на морском театре военных действий.

Колчак писал впоследствии: «Комбинированная блокада Босфора с широким использованием минного оружия, надводных кораблей, подводных лодок и авиации оказалась настолько эффективной, что противник вынужден был отказаться от перевозки угля в Константинополь из района Зунгулдака и в конце 1916 года в целях ликвидации наступившего топливного кризиса, перейти к доставке угля в Константинополь из Германии по железной дороге. На минах, поставленных в районе Босфора, враг потерял до 10 боевых кораблей, 2 крупных транспорта и большое количество мелких судов».

Однако полной блокады пролива все-таки не получилось. Хоть и редко, но туркам порой удавалось выводить из пролива свои корабли и суда за счет траления проходов в заграждениях. Что было вызвано недостаточной глубиной и плотностью заграждений. Впоследствии опыт первой в истории ВМФ России блокады пролива был проанализирован, и на основании него уже ВМФ Советского Союза создал теорию ведения минно-заградительных операций. Она предполагает создание заграждения достаточной глубины и плотности с использованием различных комбинаций мин. Для обеспечения живучести заграждения целесообразно использование противотральных средств, систематическое наблюдение за заграждением и противоминными мероприятиями противника. Эта теория давала убедительные результаты при применении ее на практике.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация