ВЛ / Статьи

Восток в вечном поиске

0
14-12-2015, 13:13...
933

Восток в вечном поиске

Исторический факт: именно Поднебесная первой начала устанавливать связи между Востоком и Западом. Почти за столетие до путешествий Колумба, Васко де Гаммы и Магеллана экспедиция китайского адмирала Чжэн Хэ фактически открыла морской путь из Восточной Азии в Европу, пройдя Малаккский пролив, обогнув Индию, Аравию и Восточную Африку, дошла до Синайского полуострова через Красное море. Но еще ранее, во II веке до нашей эры, сановник ханьского императора Чжань Цянь первым проложил сухопутный торговый маршрут между востоком и западом Евразии. Этот путь проходил по двум основным направлениям — северному (через Центральную Азию) и южному (через Индию и Афганистан). В истории он сохранился под названием «Великий шелковый». Но порой отождествляется с понятием «Великий кровавый»: маршруты были крайне опасными, жестокими и коварными. На купцов то и дело нападали варвары (кочевники), их жульнически обманывали контролировавшие путь согдийцы и евреи-рахдониты.

В результате кровопролитных войн на Ближнем Востоке Великий шелковый путь был закрыт. Купцы Поднебесной обратили свой взор на территорию современной России, маршруты через которую (Северный Кавказ и современный Татарстан и далее в Киевскую Русь) оказались относительно безопасными.

В последние два десятилетия Пекин активно возрождает Великий Шелковый путь. Уже функционирует «Северный коридор», который благодаря российской Транссибирской железной дороге перемещает людей и продукцию в Белоруссию и далее в ЕС. Но прокладывая путь в Европу, Пекин решил использовать принцип многовекторности и обращается к новым маршрутам. Один — проект «TRACECA», планируется провести через Киргизию, Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Азербайджан, Грузию и Турцию (альтернативно — Украину и Румынию). Второй, «Южный коридор», должен пройти через Мьянму, Индию, Пакистан, Иран и Турцию.

История повторяется. «Южный коридор» и проект «TRACECA» должны пройти через те самые регионы, где со времен древнего Великого шелкового потока беспрерывно возникали и возникают восстания, перевороты и войны.

Немало конфликтных зон, территориальных споров существует и сейчас. Как минимум четыре расположены там, где пройдет «Южный коридор». Первый, между Пекином и Дели — из-за ряда спорных приграничных территорий. Сегодня он заморожен, но опасность состоит в том, что китайско-индийская граница до сих пор юридически не оформлена и в официальных документах называется «линия фактического контроля».

Второй конфликт — между Индией и Пакистаном. Во второй половине XX века эти страны практически беспрерывно воевали между собой, оспаривая ряд приграничных территорий. Одна из них — историческая область Джамму и Кашмир. Здесь до сих пор проходит линия военного противостояния, а между сторонами — лишь временное перемирие.

Третий — между Ираном и Турцией. Эти страны претендуют на региональное лидерство, соперничают из-за влияния на Сирию и Ирак. Их противоречия усугубляются межконфессиональными расхождениями. Иран населяют шииты, а в Турции преобладает суннитская исламская ветвь.

Наконец, четвертая конфликтная зона — между Пекином и Анкарой в так называемом уйгурском вопросе. Уйгуры (тюрки) по этническому происхождению туркам близки и по этой причине их сепаратистские движения активно поддерживаются и финансируются с одобрения США Турцией.

Еще больше территориальных споров там, где должен пройти поддерживаемый Соединенными Штатами маршрут «TRACECA»: между Киргизией и Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном, Азербайджаном и Арменией, Арменией и Грузией, Турцией и Арменией, Украиной и Румынией и т. д.

Каждый из этих споров может использовать третья сторона, чтобы разжечь конфликт. Главные конкуренты Китая — Соединенные Штаты, сегодня внимательно наблюдают за продвижением Пекина на Запад, предлагают новые маршруты, стимулируя как можно больше в них инвестировать. Но как показывает исторический опыт, американские финансовые корпорации используют все средства, чтобы сдерживать соперника. Вовлекая Китай в реализацию трансконтинентальных проектов, пути прохождения которых пролегают через конфликтные территории, увеличивают риски маршрутов Великого шелкового пути, снижают их безопасность.

Конечно, Восток дело тонкое. Но история это все-таки та наука, которую нельзя игнорировать. Если ее не знать и не уважать, то она может жестоко наказать.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация