ВЛ / Статьи

МВФ: друзьям все, врагам — закон

0
11-12-2015, 14:00...
1 268
 

МВФ: друзьям все, врагам — закон

Решение продолжить кредитование Украины меняет всю мировую финансовую систему

В среду, 9 декабря, президент России Владимир Путин дал поручение министру финансов Антону Силуанову направить в суд иск против Украины в случае невыплаты долга в 3 млрд долларов. В тот же день председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что долг Украина, скорее всего, не вернет. «Надежда умирает последней, но есть ощущение, что не вернут, потому как жулики», — добавил он.

Реакцию Москвы тут же прокомментировал украинский премьер Арсений Яценюк. Он снова повторил, что Россия не получит иных условий реструктуризации долга.

«Поэтому если Россия готова принять условия реструктуризации — пожалуйста. Если Россия подает в суд на Украину — мы готовы судиться с Россией, мы в полном вооружении», — подчеркнул он.

Напомним, во вторник, 8 декабря, Международный валютный фонд объявил об изменениях правил выдачи кредитов странам-должникам. Теперь у Украины появится возможность получать новые займы, даже если Киев допустит дефолт по суверенному долгу перед Россией. Дефолт может наступить уже 20 декабря.

Директор Института инновационного развития Виктор Яковчук уверен, что с решением МВФ поменять правила ради кредитования Украины наступила новая эпоха.

— Она назревала давно, но раньше контуры проступали не так явно. Была надежда, что политика не будет превалировать над экономикой. Но, как показала практика, это не так.

Первый звонок прозвучал, когда Европа ввела санкции против России в ущерб своим экономическим интересам, затормозив собственный рост. Европа и иные страны, присоединившиеся к санкциям против России в угоду политике третьих стран, несут реальные денежные потери.

Ярким примером того, что сегодня политические интересы ставятся выше экономических, как раз служит решение МВФ кредитовать Украину даже в случае дефолта. Впрочем, что-то подобное ожидалось. Так, до этого решения МВФ кредитовал Украину, несмотря на то, что на ее территории велись военные действия. Хотя это запрещено. Украина при этом официально не признавала «АТО» военными действиями. Многие компании и частные лица, в договорах которых прописан форс-мажор в случае волнений и военных действий, не смогли получить официальное подтверждение властей Украины, что это форс-мажор. Таким образом, была притворная договоренность, что военные действия — это не война, а просто рядовая антитеррористическая операция, подобно тем, что проводятся регулярно в России на Северном Кавказе.

Сейчас прикрыться красивыми словами Украина не смогла, и пришлось Соединенным Штатам напрямую сказать: тот, кто дружит с США, может получить исключение из правил. Как говорится, друзьям — все, врагам — закон.

«СП»: — Новые правила МВФ на другие страны не распространятся?

— Ожидать, что другие страны смогут объявить дефолт и дальше кредитоваться у МВФ, не приходится.

Решение МВФ — это не простое исключение из правил. Это намеренный слом текущей системы кредитования. Маски сброшены. Только какой-нибудь либерал-идеалист вроде Кудрина может дальше верить в «демократию» и «невидимую руку рынка». Мы пришли опять к четко очерченному кругу «свои-чужие». Своим можно давать деньги. То есть, Украина будет получать кредиты. Чужим, как РФ, достанутся только жесткие санкции.

Поэтому преднамеренных или фиктивных дефолтов не будет. Потому что к каждой стране будет отдельный подход. Друзьям США будут давать деньги в любом случае, и с дефолтом и без. Противникам — нет. При этом определять кто друг, а кто враг — будут сами США.

«СП»: — Что нам теперь делать с этим долгом?

—  Мы попали в сложную ситуацию. Дефолт по обязательствам перед РФ был палочкой, которой мы принуждали платить по долгам. Сейчас Украина может не платить. И все угрозы Яценюка, которые воспринимались как цирк, начинают, к сожалению, обретать форму. Даже если бы Россия согласилась на реструктуризацию, мы бы потеряли еще больше.

Сейчас ситуация такова. Западные «партнеры» купили обязательства Украины по бросовым ценам. И поэтому списание части долга не составило для них особых проблем. Остальная часть переноситься на более долгий срок погашения. Но в данном случае «партнеры» наверняка могут участвовать в приватизации того, что осталось (а осталось немало) и оплачивать долгами Украины. Например, есть предприятие, его рыночная цена 1 млн. долларов. Все участники абсолютно чистых торгов готовы выложить эту сумму. Иностранный инвестор, который купил долги Украины на 20% дешевле номинала, может рассчитывать на приличную «скидку».

С другой стороны — Россия, которую не допустят к дележу пирога, под названием Украина. Поэтому нам и остается только один путь — долгие и затратные судебные тяжбы в иностранных судах.

— Как таковой «украинской экономики» уже не существует. Это территория, находящаяся под управлением Запада и функционирующая в интересах Запада — как экономических, так и политических. Кредиторы, вероятно, будут избегать употребления слова «дефолт» и будут настаивать на том, что это частный долг, а не суверенный и выискивать иные поводы для отсрочки момента официального объявления фактически состоявшегося события, — считает политолог и экономист Александр Дудчак.

В ближайшее время состояние украинской экономики не изменится — процесс упадка и постепенного снижения уровня жизни населения продолжится. Население практически привыкло ежемесячно сокращать в чем-то свои потребности. Этот процесс может продолжаться вплоть до полной разрухи, пока не исчезнет вода в кранах и газ на кухнях квартир.

«СП»: — Сколько можно заваливать Украину кредитами? Для чего вообще все это делается? Неужели исключительно назло России? Неужели страны- кредиторы рассчитывают когда-либо вернуть деньги?

— На возврат денег не рассчитывают. Кредиты МВФ, выдаваемые таким странам, как Украина, выделяют не для того, чтобы зарабатывать на процентах или стимулировать экономику заемщика. Это инструмент управления суверенным государством, превращения его в зависимую территорию, которая постепенно начинает выполнять не только экономические, но и политические требования кредиторов, а точнее, стоящих за МВФ Соединенных Штатов. Желание навредить России — не последнее в списке причин изменения правил МВФ и условий кредитования стран, не способных рассчитываться по долгам. Впрочем, обобщать не стоит — изменение правил не обязательно будет касаться других стран, для них найдутся причины для отказа в новых кредитах.

«СП»: — Мотивация США понятна. Какова мотивация других проголосовавших «за»? Ведь это и их деньги будут улетать в черную финансовую дыру «незалежной» и, возможно, после появления прецедента — других стран…

— Это своего рода дань, выплачиваемая подконтрольными США странами в обмен на то, что США не будут им создавать проблемы. Некая гарантия спокойной жизни и разрешение на определенные вольности. Рэкет в глобальном масштабе. Например, США могут закрыть глаза на действия Турции в Ираке и Сирии в обмен на финансовое участие Турции в поддержании киевского режима.

«СП»: — Путин уже поручил подать в суд на Украину в случае невыплаты. Каковы перспективы этого дела? России можно попрощаться с деньгами?

— Прощаться с тремя миллиардами еще рано. Но судебные разбирательства могут растянуться на неопределенное время. Впрочем, это может закончиться и неожиданными последствиями для МВФ — ускорить конец давно изжившей себя нынешней мировой валютно-финансовой системы, созданной в интересах одного государства.

«СП»: — Яценюк вновь заявил, что не будет ничего платить и готов судиться. Он так уверен в победе? 3 млрд. действительно неподъемная сумма для Киева, или тут важно просто ничего не платить Москве?

— Яценюк не может быть в чем-либо уверенным, кроме как в заслуженной перед Западом пенсией. Вряд ли он уверен в своем завтрашнем дне на родине. Поэтому может делать любые неадекватные заявления. При желании, необходимую сумму можно было бы найти. Например, также пойти на «коррекцию» правил МВФ и разрешить выплачивать долг из средств, полученных в кредит от МВФ. Но в данном случае, Яценюк, как и все нынешнее руководство Украины, отрабатывает команды Запада «фас!» и «голос!» в отношении России.

«СП»: — Насколько 3 млрд. важны для бюджета России? Или тут тоже главная мотивация политическая?

— 3 млрд. — деньги немалые и им, конечно же, найдется применение в России, такими суммами не разбрасываются. Но и особых проблем задержка с возвратом этих средств не создаст российскому государству. Дело не в политической мотивации, а в прагматичном подходе — долг должен быть возвращен и нет причин его прощать. Россия не может себе позволить подобное отношение к ее законным требованиям со стороны кого бы то ни было.

«СП»: — Почему США, МВФ и ЕС не согласились с российским предложением? Ведь можно было обойтись без изменения правил…

— А это уже демонстрация прагматичного, но подлого подхода — традиционного для Запада. Если западные «партнеры» чувствуют себя безнаказанными и способными получить определенную выгоду в случае несоблюдения взятых ими же обязательств, то, скорее всего, они эти обязательства нарушат.

Запад демонстрирует такой подход и в отношении международного права, и в двусторонних отношениях — примеров бессчетное множество: от обещаний не расширения НАТО и издевательств над международным правом в случае с сербским Косово, Ливией, Сирией до нынешних циничных изменений правил МВФ.

Насмешкой выглядит предложение со стороны ЕС для России списать часть долга Киева как «хорошему другу». Возможно, в ЕС не смотрят украинское ТВ, а жаль — было бы интересно узнать, считают ли проявлением дружбы те эпитеты, которыми награждает Украина Россию в ежедневных новостях…

МВФ всегда был инструментом политики, соглашается политический обозреватель Виктор Шапинов.

— МВФ — основной инструмент, при помощи которого ведущие страны мировой системы диктуют, какую экономическую политику проводить странам периферии. Естественно, что этот инструмент задействован и в сегодняшнем противостоянии вокруг Украины. США поддерживают их союзники. Проигрывает в этой ситуации только Россия.

«СП»: — О чем свидетельствует отказ США дать гарантии по украинскому долгу? Не проще ли было дать эти гарантии и не идти на изменение правил МВФ?

— Это демонстративный шаг в отношении России, которая несколько уклонилась от соблюдения правил игры в мировой политике. Это может также стать и сигналом для других стран, имеющих обязательства в отношении России. Помните, как Путин разрешил крымчанам не платить по кредитам украинским банкам? Вот что-то подобное начинается в отношении России, США разрешают не платить. Пока только Украине, но пример может быть заразительным.

Что касается самой Украины, то разрешение не платить, конечно, улучшит для нее ситуацию. Напомню, что до недавнего времени украинская власть не отказывалась от этого долга, в частности, было несколько заявлений главы Минфина Яресько на этот счет.

«СП»: — Получается, что решение МВФ создает опасный прецедент, по которому друзьям США можно не платить России?

— Логика США понятна: если вы член сообщества во главе с США, вступаете в ВТО, сотрудничаете с МВФ и Всемирным банком, то надо выполнять и команды, раздающиеся из Вашингтона. Россия, в случае с Крымом, не выполнила эти команды, при этом почему-то пытается остаться в рамках неолиберальной экономической модели, заданной «Вашингтонским консенсусом». А в рамках этой модели средства США для воздействия на третьи страны практически безграничны. Выход один — нужно строить свою, не либеральную модель.

«СП»: — А как объяснить, что Путин в один день дает поручение судиться с Украиной по долгу и возобновить поставки угля?

— А разве это первый непоследовательный шаг в отношении Украины? Российские элиты не едины, часть из них всеми силами хочет вернуться к временам «дружбы» с Западом, вернуться любой ценой. Часть хочет торговаться с Западом и не идти на полную капитуляцию. То, что мы расцениваем, как изгибы политики на деле отражают внутреннюю борьбу в правящем классе РФ.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация