ВЛ / Статьи

5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой

+1
5-12-2015, 22:30...
1 065
 

5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой

Проект атомохода, получившего вполне традиционное для советской эпохи имя «Ленин», был разработан в ЦКБ 15 (ныне «Айсберг») в 1955 году. Работы по созданию уникального на то время корабля начались сразу после решения о строительстве, принятого Советом министров СССР 20 ноября 1953 года.
 Главным конструктором стал кораблестроитель Василий Иванович Неганов, а атомную установку проектировал Игорь Иванович Африкантов. 

Решение о создании атомного ледокола было принято из-за необходимости развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы того времени справлялись с этой задачей, но имели существенный недостаток – слишком высокий расход топлива. Атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченный срок.

На строительство были брошены лучше предприятия Советского Союза. Всего в разработке, строительстве корабля, силовой установки приняло участие свыше 300 предприятий. Работы по строительству ледокола велись под открытым небом – в то время просто не было подходящих по размеру цехов.
Несмотря на то, что грандиозный проект разрабатывали в стране, которая не очень любила делиться своими секретами и разработками, он стал на удивление открытым – во время постройки и испытаний на корабле успели побывать и премьер-министр Великобритании, и вице-президент США.

Ледокол мог удивить не только специалиста, но и обычного гражданина Советского Союза: на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека – работать в таких условиях, наверняка, согласились бы многие.

Спуск «Ленина» на воду стал поистине грандиозным событием и вызвал немалый испуг у блока НАТО и...руководства Ленинграда: власти города потребовали гарантий того, что «на борту не произойдет атомный взрыв», а во время перехода в Мурманск «Ленин» был окружён иностранными кораблями НАТО, которые проводили анализ радиационного фона. Как показало время, опасения были напрасны - за все время эксплуатации судна от радиации ни один человек не пострадал.
После ввода в строй атомного ледокола сроки навигации в районах Арктики были увеличены до 11 месяцев.

Ледокол с честью выполнил возложенную на него задачу: он проработал 30 лет (на 5 лет превысив расчётный срок эксплуатации), пройдя за это время 653 тысячи морских миль, из которых 536 тысяч – во льдах. 

Сейчас первый в мире атомный ледокол находится на вечной стоянке в Мурманске - на его базе создан музей.
 
Марсель Баширов




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация