ВЛ / Статьи

Янычары Эрдогана подбираются к крейсеру «Москва»

+2
1-12-2015, 13:00...
1 117
 

Янычары Эрдогана подбираются к крейсеру «Москва»

Соотношение сил ВМФ Турции и Черноморского флота России

Российско-турецкий конфликт развивается столь стремительно, что приходится строить прогнозы относительно вероятности событий, которые еще совсем недавно казались абсолютно невероятными. В субботу ВМФ Турции начал маневры в Мраморном море. Их необъявленная, но почти очевидная цель состояла в репетиции блокады проливов Босфор и Дарданеллы для блокирования выхода кораблей Черноморского флота России к берегам Сирии.

А в понедельник стало известно, что две турецкие подводные лодки выдвинулись в район расположения ракетного крейсера «Москва», который осуществляет прикрытие российской авиабазы в Сирии. Помимо мощного противокорабельного ракетного оружия крейсер оснащен зенитно-ракетным комплексом С-300 «Форт».

Необходимо сказать, что юридического права на перекрытие пролива Анкара не имеет. В 1936 году большинством стран мира, включая Турцию, была ратифицирована конвенция Монтре. Она устанавливает суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, но не дает права действовать, исходя лишь из личных интересов, не позволяет никакого вероломства относительно флотов других государств. Блокада может быть введена в одном единственном случае — при объявлении войны.

Кремль, комментируя вероятность блокады проливов, заявил, что такое развитие сюжета было бы апокалиптическим. Однако Эрдоган угодил в стрессовую ситуацию. Поэтому было бы вполне естественно выяснить, а хватит ли у ВМФ Турции сил для блокирования проливов?

Надводные корабли

Еще совсем недавно, в конце прошлого десятилетия, соотношение между силами ВМФ Турции и Черноморским флотом России было однозначно не в нашу пользу. Собственно, и сейчас мы проигрываем в сегменте надводных кораблей. Особенно, если брать в качестве критерия суммарное водоизмещение. У флагмана — ракетного крейсера «Москва» и большого противолодочного корабля «Керчь», в сумме оно составляет 20 тыс. тонн. У турок кораблей крейсерского класса нет. Самые крупные их корабли — фрегаты. Но их 16, их суммарное водоизмещение переваливает за 50 тыс. тонн. Наиболее совершенные из них — корабли типа «Меко 200», построенные в Австралии. Правда, у ЧФ есть и еще крупные корабли, которые выполняют другие боевые задачи, — большие десантные корабли. Их семь. Именно они осуществляют поставку необходимых грузов в Сирию.

ВМФ Турции имеет 8 корветов водоизмещением менее 2 тыс. тонн. У ЧФ и в этом классе кораблей было существенное отставание — в 2014 году мы располагали только тремя сторожевыми кораблями дальней морской зоны. До конца этого года в строй будут введены еще 2 корабля, в первой половине следующего года — еще один.

Однако одной из главных характеристик боевых возможностей кораблей является все-таки не их масса, а используемое вооружение. Прежде всего, ракетное. И вот в этом отношении Черноморский флот вполне боеспособен. На флагмане используются противокорабельные ракеты «Вулкан», способные на сверхзвуковой скорости (2,5М) улетать на тысячу километров. К достоинствам этой ракеты относится комбинированная траектория полета, приближаясь к цели, она снижается до 15 метров над уровнем моря. Также в нее заложен алгоритм идентификации и распределения целей. Она способна самостоятельно выбирать в группе кораблей наиболее ценные. При этом при атаке несколькими «Вулканами» ракеты обмениваются между собой данными и распределяют между собой цели, выполняя одновременный заход с разных направлений.

Сторожевые корабли, например, «Сметливый» и ракетные катера оснащены современными ракетными комплексами, пришедшими на флот в новом тысячелетии. Их противокорабельные ракеты способны поражать цели по настильной траектории. К ним относятся ракеты Х-35 «Уран».

Турецкий флот оснащен не самыми «свежими» американскими противокорабельными ракетами «Гарпун», появившимися в 1980 году. В общем и целом «Гарпун» — ракета того же класса, что и Х-35, принятая на вооружение в 2003 году. Но вероятность поражения цели у нашей ракеты значительно выше, поскольку на ней установлена головка самонаведения с существенно более высокой помехозащищенностью. В тот период, когда отношения между нашими странами были существенно теплее, американцы даже рассматривали вопрос закупки в России ГСН для своих «Гарпунов».

Справедливости ради необходимо отметить, что наряду с современными крылатыми ракетами ЧФ частично вооружен и устаревшими ПКР «Термит», принятыми на вооружение в 1960 году.

ТТХ противокорабельных ракет «Вулкан», «Уран» и Harpoon

Длина, м: 11,7 — 4,4 — 5,18

Диаметр, м: 0,88 — 0,42 — 0,34

Размах крыла, м: 2,6 — 1,33 — 0,91

Стартовая масса, кг: 8000 — 600 — 742

Скорость: 2,5М — 0,85М — 0,85

Дальность, км: 700−1000 — 300 — 280

Масса БЧ, кг: 500 — 145 — 140

Высота полета на конечном участке, м: 15 — 4 — 5

Подводный флот

Основную ударную мощь турецкого флота представляют дизельные подводные лодки в количестве четырнадцати штук. И в этом сегменте у ЧФ еще совсем недавно была, можно сказать, катастрофа. До 2014 года мы могли ответить лишь тремя лодками. Одна из них относится к проекту 641, прекрасно себя зарекомендовавшему во время Карибского кризиса.

Но за 2 года к этим трем старослужащим добавились еще 4 лодки проекта 636.3, на ближнем подходе еще две. И вот здесь мы совершили не столько количественный, сколько качественный рывок.

Строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» началось в 90-е годы. Впоследствии лодку согласно проекту 636.6 модернизировали, и она приобрела дополнительные качества, став носителем крылатых ракет «Калибр». Также заметно улучшились такие параметры как малошумность, мощность силовой установки, дальность плавания, подводная скорость.

На Западе «Варшавянку» назвали «Черной дырой» в связи с тем, что она является самой малошумной лодкой в мире. Точнее — являлась, поскольку ее модификация 636.3 шумит еще меньше. Этого удалось достичь за счет установки дополнительных амортизирующих платформ и проведения других мероприятий.

Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции в 3−4 раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, обеспечивающая решение командных задач, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

Особого внимание заслуживает ракетный комплекс «Калибр», установленный на лодке. Эффективность крылатых ракет этого типа продемонстрировали недавние стрельбы из акватории Каспийского моря по базам террористов в Сирии. «Калибр» — это не одна ракета, а целое семейство. Каждая ракета обладает тем набором качеств, который необходим для решения той или иной тактической задачи. Помимо этого ракеты различаются по способу базирования — авиационные, береговые, для надводных кораблей и для подводных лодок. В качестве «подарка» для сирийских джихадистов была использована ракета корабельного базирования, предназначенная для стрельбы по наземным целям, 3М-14. Ее дальность составляет 2600 км. В случае противокорабельного использования дальность равна 300 км.

В семейство «Калибров» входит и ракета принципиально нового типа 3М-54. Она способна совершать полет на всем протяжении маршрута на высоте 20 метров над морем при волнении в 7 баллов. При этом полет дозвуковой. При подлете к цели, попадая в зону действия ПВО противника, она снижается до 10 метров и летит со скоростью 2,9 М. При производстве этих ракет используется стелс-технология.

Турецкие дизельные подводные лодки построены по германскому модернизированному проекту 209. Они имеют 3 модификации. 4 лодки семейства Gur — самые современные, пришедшие в предыдущем десятилетии. Они оснащены вышеупомянутыми американскими ракетами «Гарпун». На 10 других лодках вооружение представлено в основном торпедными аппаратами. По бесшумности, а также по средствам обнаружения, целеуказания и навигации они уступают нашим «Варшавянкам».

ТТХ лодок «Варшавянка» 636.3 и Gur

Длина, м: 73,8 — 62

Ширина, м: 9,9 — 6,2

Водоизмещение надводное, т: 2350 — 1450

Водоизмещение подводное, т: 3950 — 1586

Рабочая глубина погружения, м: 240 — 250

Предельная глубина погружения, м: 300 — 400

Автономность, сутки: 45 —

Скорость подводного хода, узлы: 20 — 21

Дальность плавания, мили: 400 — 400

Дальность плавания в режиме работы дизеля под водой, мили: 7500 — н/д

Экипаж: 52 — 38

Ракетное вооружение: ПКР «Калибр» — ПКР «Гарпун»

Авиация

И в заключение необходимо напомнить, что в современных условиях значительную роль в боеспособности флотов играет береговая авиация. И вот здесь уже ЧФ имеет существенное преимущество. Турция располагает семью турбовинтовыми патрульными самолетами. Остальной воздушный флот — вертолеты. Их 26: 22 противолодочных и 4 поисково-спасательных. Все это американские вертолеты, производившиеся по лицензии в Италии. Половина из них относятся к поколению авиационной техники, принимавшей участие во Вьетнамской войне.

Морская авиация ЧФ базируется на двух аэродромах — Качинском и Гвардейском. Она насчитывает 38 самолетов и 44 вертолета. Помимо традиционных для морской авиации противолодочных, патрульных, разведывательных и спасательных машин в значительном количестве присутствуют ударные самолеты — фронтовые бомбардировщики Су-24. После присоединения Крыма к России авиагруппа ускорено дополняется современными многозадачными истребителями Су-30СМ. Также рассматривается вопрос о поступлении в ЧФ дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

Большая часть вертолетов, 33, — противолодочные Ка-27ПЛ.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация