ВЛ / Статьи

Как президент Турции Реджеп Эрдоган перешёл в стан пособников террористов

+3
26-11-2015, 18:00...
1 122
 

Как президент Турции Реджеп Эрдоган перешёл в стан пособников террористов

В минувший вторник после гибели на сирийско-турецкой границе российского бомбардировщика Су-24 и его пилота, подполковника Олега Пешкова, президент России крайне резко высказался о действиях военных и политических руководителей Турции: «Наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов, по-другому я не могу квалифицировать». Эти слова Владимира Путина прямо адресованы турецкому президенту Реджепу Эрдогану.

Ничего личного — только бизнес?

Тенденцией последнего времени стал весьма прагматичный подход к международным отношениям, когда главные задачи сотрудничества определяются экономическими интересами сторон. Бизнес и те, кто обеспечивают ему политическую поддержку, до поры не обращают внимания на идеологические, культурные, религиозные, ментальные и прочие различия. Так случилось и с Турцией.

Эксперты давно отмечали, что у Российской Федерации и Турецкой Республики практически нет общих позиций по важнейшим международным вопросам. Турки активно поддерживали, а потом приютили у себя боевиков с Северного Кавказа. Теперь Анкара финансирует и даже политически прикрывает бежавших на Украину лидеров крымско-татарского меджлиса, устроивших недавно блокаду Крыма. В близких нам странах Центральной Азии и Закавказья сегодня настойчиво продвигается идея пантюркизма. Да так, что, например, в союзном нам Казахстане в школах уже ввели преподавание турецкого языка. В стране законно вещает полдюжины турецких каналов, а девушки вместо такыя или борика (женские национальные головные уборы) надели хиджабы и даже никабы. 

Проявляется уже и политическая поддержка Турции. На недавней встрече в Тегеране туркменский президент высказал Владимиру Путину претензии, что воздушное пространство над акваторией Каспия используется для пролёта ракет и самолётов, атакующих цели в турецко-сирийском приграничье. 

Конечно, главный узел наших противоречий — в Сирии. Турки смотрят на неё, как на задний двор бывшей Османской Империи, возродить которую и задумал президент нынешних османов. Эксперты называют эти планы Реджепа Эрдогана главной побудительной причиной гражданского противостояния в Сирии. Помехой для их реализации оказался сирийский президент Башар аль-Асад.

Всё это российский бизнес не замечал или не хотел замечать, продвигая в Турции свои проекты. В обществе принято считать, что главное наше экономическое взаимодействие с турками строится на песках пляжей Анталии. Здесь действительно только в прошлом году отдохнули почти 4,5 млн. россиян и положили в турецкие кошельки 3,5 млрд. долларов.

Цифра серьёзная. Но ровно на такую сумму потратился в 2012 году Сбербанк, когда полностью выкупил турецкий DenizBank. На сайте Сбербанка тогда хвалились, что сделка с турками стала «крупнейшим приобретением за всю историю банка».

Действительно, DenizBank — лидер в турецком розничном банковском обслуживании. У него 5,4 млн. клиентов, почти 600 отделений в стране и около сотни за ее пределами. На начало 2015 года активы банка накачали до $40 млрд. Сегодня DenizBank входит в десятку крупнейших банков Турции и занимает около 10 процентов в бизнесе российского банка. 

Почин Сбербанка не был первым. Ещё на рубеже веков «Газпром» за $3,2 млрд. протянул в Турцию «Голубой поток», поднявший поставки российского газа почти до 60 процентов от местных потребностей. В 2008 году ЛУКОЙЛ приобрел сеть местных АЗС, числом в 600 заправок. В 2010 году «Атомстройэкспорт» подрядился за российские деньги построить в Турции АЭС «Аккую» стоимостью $20 млрд. и уже вложился на 5 миллиардов. В 2011 году Магнитогорский металлургический комбинат запустил в Турции завод стоимостью $2 млрд. Позднее — компания «Интер РАО» купила газовую электростанцию Trakya Elektrik. С осени прошлого года Группа ГАЗ с местным партнером Mersa Otomotiv собирает в Турции «ГАЗель Next». 

Можно и дальше перечислять проекты наших дальновидных бизнесменов, вложившихся в развитие турецкой экономики. Их реализация подняла в прошлом году товарооборот между странами до $31 миллиарда, но теперь стала головной болью владельцев и руководителей инициативных компаний.

Политические амбиции превысили экономический интерес

Почти все перечисленные проекты состоялись при поддержке Реджепа Эрдогана. Как же теперь президент Турции оказался в стане пособников террористов? Строго говоря, он в этой компании уже давно. В далёкие теперь семидесятые годы прошлого века после окончания религиозного лицея имамов-хатыбов в Стамбуле Эрдоган начал свою политическую карьеру в молодёжной ячейке Партии национального спасения. 

Ещё задолго до турецкой сделки века Сбербанка местная газета «Юрт» откроет миру трансформацию исламских радикалов Турции. Власти запрещали их организации, закрывали, активистов преследовали и даже сажали в тюрьмы. Партии потом меняли названия и продолжали действовать уже под новыми наименованиями.

«Юрт» пишет, что на смену радикальной исламистской Партии национального спасения (той самой, где молодой Реджеп Эрдоган возглавлял ячейку своих сверстников) придёт Партия благоденствия. Её запретят в 1997 году после военного переворота, а самого Эрдогана на четыре месяца отправят в тюрьму. Возродится исламистская организация только в 2001 году с новым названием Партия справедливости и развития и на очередных выборах надолго придёт к власти.

Как отмечает газета «Юрт», все эти реорганизации турецких исламистов проходили при деятельной поддержке «Братьев-мусульман», имеющих крайне консервативный взгляд на религию, общие политические цели и предпочтения с турецкими радикалами.

Международная религиозно-политическая ассоциация «Братья мусульмане» во многих странах мира признана террористической, так что внимательных наблюдателей давно уже не вводит в заблуждение светский пиджак турецкого президента. Подтверждением этих связей стала прямая поддержка Эрдоганом во время «арабской весны» египетской Партии свободы и справедливости, созданной под выборы тамошними «Братьями-мусульманами».

Их потом отстранят от власти военные во главе с фельдмаршалом Ал-Сиси, а между Каиром и Анкарой возникнет открытая вражда. После этого случая турецкая оппозиция станет называть партию Эрдогана филиалом «Братьев-мусульман». Никто не рискнёт связать его имя с пособничеством терроризму, хотя примеров таких действий будет предостаточно.

В ближневосточных и турецких СМИ есть много свидетельств о том, как власти Анкары превратили приграничные поселения в скопления исламских моджахедов, как на курортах Анталии и в военных госпиталях лечатся и восстанавливаются после ранений боевики террористических группировок. Агентство SANA информировало, что покровительство и поддержка турецкого правительства позволяют боевикам «Сирийской свободной армии» свободно перемещаться по приграничным территориям, укрываться здесь от артиллерийских и воздушных налётов, пополнять запасы продовольствия и вооружений.

Приводят примеры и прямого экономического сотрудничества турок с террористической организацией ИГИЛ. Есть они и в российских СМИ. В эфире телеканала Lifenews военный эксперт Иван Коновалов заявил, что атаку на Су-24 в Сирии мог заказать сын действующего президента Турции Билал Эрдоган.

По данным издания, Эрдоган-младший имеет тесные связи с лидерами ИГИЛ. В Сети даже есть фотографии, где он позирует вместе с главарями боевиков. Билал Эрдоган контролирует транспортировку в Турцию дешевой нефти. После того, как самолёты Воздушно-космических сил России нанесли ощутимый урон нефтепромыслам и нефтехранилищам ИГИЛ, уничтожили более тысячи автомобилей-наливников, доходы сына турецкого президента серьёзно пострадали. Иван Коновалов предполагает, что атака турецких истребителей на российский бомбардировщик стала местью за разрушенный бизнес.

Как всегда, в таких случаях причин для атаки, скорее всего, было несколько. Нельзя исключать попытку Турции защитить от воздушных ударов российской авиации самозваный исламский халифат. Ведь стратегические намерения террористов совпадают с целями Эрдогана. О них откровенно высказался обозреватель проправительственного издания Турции — Yeni Akit Абдуррахман Дилипак. В конце октября, выступая на конференции в Канаде, организованной избирательным штабом Партии справедливости и развития, он заявил, что президент Турции Реджеп Эрдоган в случае победы на парламентских выборах правящей партии, возможно, станет «халифом» и лидером суннитского мусульманского мира. Условием для этого будет переход к президентской республике. Атака на российский бомбардировщик могла стать жестом покровительства исламскому суннитскому миру, как его видит выпускник лицея имамов-хатыбов Реджеп Эрдоган.

Реджеп Эрдоган отступает…

После свершившейся атаки турецкие лидеры повели себя очень воинственно. Они победно горячились, что на территорию Турции без их на то дозволения не залетит даже птица. Обещали кары нарушителям. Потрафили туркам хоть и невнятной, но поддержкой руководители НАТО, спешно собравшие совещание на уровне послов.

Вместе с тем зазвучали в Европе и голоса трезвых политиков. Так, заместитель председателя сената Итальянской республики Роберто Калдероли в связи с инцидентом с российским самолетом Су-24 обвинил Турцию в том, что она поддерживает исламских террористов. «Турция сегодня официально вступила в войну на стороне ИГИЛ», — написал Калдероли на своей странице в Facebook. (Цитирую по РИА «Новости»).

Вечером вторника с турецким президентом связался по телефону президент США Барак Обама. Как передало со ссылкой на секретариат Эрдогана турецкое агентство Anadolu, «Во время обсуждения инцидента со сбитым российским истребителем пришли к мнению, что необходимо предпринимать все соответствующие меры, чтобы не допустить повторения подобных событий». 

Высказалась по этому поводу и канцлер Германии Ангела Меркель. Она потребовала от Эрдогана разрядить ситуацию. «Мы должны теперь сделать все, чтобы избежать эскалации», — цитирует бундесканцлерин немецкий телеканал Phoenix.

Лидеры западного мира дали понять турецкому президенту — такие действия они не поддержат, и Эрдоган сменил риторику. Он заявил, что Турция не знала, какой стране принадлежал военный самолёт, и не хотела такого развития ситуации. Эрдоган подтвердил, что Анкара избежит эскалации конфликта.

…Похоже, на этот раз горячей войны удастся избежать. Останется боль за погибшего героя-лётчика и стойкое ощущение, что турецкий истребитель выстрелил ракетой не только в российский бомбардировщик, но и в будущее наших межгосударственных отношений. У них на долгие годы теперь нет перспектив…








  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация