ВЛ / Статьи

Дорога, подарившая жизнь

+3
22-11-2015, 18:12...
1 665
 

Дорога, подарившая жизнь

Дороги бывают разные: городские и деревенские, автомагистрали и узкие проулки, в которых трудно проехать даже одной машине. Но была дорога, которая вошла в историю тем, что спасла целый город.

Сразу же после того, как Ленинград был взят в кольцо, стали разрабатываться планы по прорыву блокады, пусть и частичному, и уже в октябре начались работы по подготовке и строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. 13 ноября 1941 года начальник тыла Ленинградского фронта Ф.Н. Лагунов подписывает приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Кареджи», а уже 20 ноября по ледовой дороге прошел сначала конно-санный обоз, а потом и первая колонна из порожних грузовиков, которая проверила прочность льда.

22 ноября 1941 года на лед въехала колонна из 60 «полуторок», загруженных продовольствием для ленинградцев. Руководил колонной командир 389-го отдельного автортранспортного батальона капитан В.А. Поручнов. 

Значение трассы трудно переоценить - дорога, проложенная по льду Ладожского озера, стала единственным шансом для тех, кто остался в осажденном городе, не имевшего возможности выжить за счет внутренних ресурсов.

Условия, в которых приходилось действовать автомобилистам, были крайне тяжелыми: озеро не замерзало полностью, в некоторых местах лед был толщиной не более 3 сантиметров, - именно поэтому водители не закрывали двери, так был шанс успеть выпрыгнуть из машины, если она начнет уходить под лед. В конце ноября начались сильные морозы с метелями и пургой: порой видимость сокращалась до 1-2 метров, но машины останавливать было нельзя – они попросту могли замерзнуть. Неоценимую помощь водителям оказывали регулировщики – именно они, круглосуточно, в любую погоду следили за правильностью движения, проверяли прочность льда, искали безопасные пути объезда.

Каждый раз водители проезжали мимо плаката, на котором было написано «Водитель, помни! Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жизней. Борись за два рейса!» И они боролись, понимая, что от их труда зависит жизнь людей. Чтобы не заснуть в рейсе, многие вешали в кабине котелок с гайками – их шум не давал водителям заснуть.

Не дремал и враг, делая и без того трудные условия для работы еще более невыносимыми. После того, как немецкий генерал Гальдер узнал о том, что по озеру проходит Дорога Жизни, начались постоянные обстрелы: чуть больше, чем за 2 месяца, к февралю 1942 года артиллерийскими обстрелами и авианалетами противника было уничтожено 327 грузовиков.
Дорогу Жизни защищали с земли и с неба: только в первую зиму советские истребители провели над Ладожским озером 143 воздушных боя, а системы ПВО сбили 51 самолет противника, а со стороны Шлиссельбургской губы был создан 17 укреплённый район с фронтом обороны около 40 км.

Легендарные «полуторки», управляемые настоящими героями, регулировщики, помогавшие найти безопасную дорогу, летчики и зенитчики, защищавшие небо над Ладожским озером, сделали все возможное для спасения Ленинграда. Несмотря на то, что в истории русской армии уже были примеры переброски войск по ледовым дорогам, дорога через Ладогу не имела аналогов: за весь период её действия по Дороге Жизни перевезли свыше 1.600.000 тонн грузов и было эвакуировано около 1.376.000 человек. 
В первую, самую страшную зиму, ледяная дорога проработала 152 дня до 24 апреля. По ней перевезли более 360.000 тонн грузов. В последней поездке грузовики уже проваливались под лед, и со стороны казалось, что они не едут, а плывут

Тысячи человек, рискуя собой работали на Дороге Жизни. И каждый день, в машинах, ушедших под воду, под обстрелами погибали люди. Но каждый из тех, кто в те годы ступал на лед замершего озера, сделал все возможное, чтобы спасти Ленинград и ленинградцев.

Ледовая Дорога Жизни действовала три зимы, вплоть до 27 января 1944 года, когда была снята блокада Ленинграда.
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация