ВЛ / Статьи

Иран рвётся на рынок

0
19-11-2015, 15:01...
720

Иран рвётся на рынок

В самом скором времени Иран может стать крупнейшим игроком на мировом газовом рынке. Об этом на днях сказал на замминистра нефти Исламской Республики. А вот и ещё одно «грозное» заявление: Иран не будет согласовывать с ОПЕК увеличение поставок нефти на рынок после отмены санкций. Об этом заявил сам министр нефти. Наконец, стало известно, что управляющий директор KEPCO (компании по разведке и добыче нефти на Каспии) пообещал уже в конце ноября представить иностранным инвесторам четыре проекта, связанных с месторождениями на Каспии.

Напомним, Иран входит в тройку государств с крупнейшими запасами газа и нефти (9,4% и 18% от мировых).

Вечером 17 ноября в российской прессе появилось заявление замминистра нефти Исламской Республики Хосейна Амира Заманиниа. В ближайшем будущем Иран может стать крупнейшим игроком на газовом рынке, передаёт его слова агентство «Шана».

«Уже сегодня Иран является одним из крупнейших производителей газа в мире. А в ближайшем будущем превратится и в ведущего игрока на мировом рынке этого энергоносителя. Естественно, Иран, обладающий запасами газа в объёме более 33 трлн. кубометров, рассчитывает на то, чтобы стать крупным участником мировой торговли сырьём», — цитирует чиновника «Газета.ру».

ИРИ производит 173 млрд. кубометров газа в год, и большая часть его потребляется внутри страны. 10 млрд. кубометров поставляется на экспорт (в Турцию, Армению, Азербайджан). Проекты газопроводов, которые позволят увеличить экспорт газа в Ирак, Пакистан и Оман, находятся в стадии реализации.

Заманиниа говорит, что Министерство нефти Ирана ставит задачу удвоить производство газа к 2020 году. Объём добычи будет доведён до 1,3 млрд. кубометров в сутки. Способ доставки сырья — транспортировка сжиженного газа морем на танкерах. По данным агентства, в ИРИ строится единственный завод по сжижению газа (готовность оценивается примерно в 60%).

В тот же день, 17 ноября, «Интерфакс» передал заявление иранского министра нефти Биджана Намдара Зангане. По его словам, ИРИ не будет согласовывать с ОПЕК вопрос об увеличении поставок нефти на мировой рынок после отмены санкций или спрашивать разрешения у картеля.

На пресс-конференции в Тегеране министр подтвердил, что ИРИ намерена повысить экспорт нефти на 500 тысяч баррелей в сутки. Как уверяет господин Зангане, Иран не обеспокоен влиянием дополнительного предложения нефти на ценообразование: «Снижение цен не будет для нас проблемой. Оно должно тревожить тех, кто заменил Иран».

По-видимому, Иран не бравирует. Западные компании уже предвкушают новые сырьевые проекты.

По словам российского федерального чиновника, которые приводит «Лента.ру», в ИРИ зачастили делегации из разных государств. «В Тегеране все гостиницы заполнены — это факт. Интерес к иранскому рынку огромный: его проявляют Германия, Италия, Австрия и многие другие, включая США», — рассказал он изданию.

Али Осули, управляющий директор KEPCO, иранской компании по разведке и добыче нефти на Каспии, пообещал представить иностранным инвесторам четыре проекта, связанные с месторождениями на Каспии, пишет С. Тарасов на сайте ИА «REGNUM».

«После достижения соглашения об урегулировании многолетней «ядерной программы» с Исламской Республики будут сняты экономические и финансовые санкции, наложенные Советом Безопасности ООН, США и Евросоюзом, — отмечает эксперт. — Теперь для Тегерана открываются все возможности для завоевания энергетического рынка. И это не сенсация — как говорится в недавно опубликованном докладе World Energy Outlook, который ежегодно готовит Международное энергетическое агентство (МЭА). Там же отмечается наступление масштабной перестройки всего геополитического ландшафта Ближнего Востока и Закавказья».

Однако это не значит, что «перестройка» будет тихой и мирной. «Теперь всё выглядит иначе: каспийские энергоресурсы становятся тем самым элементом новой внешней политики Ирана, который неизбежно изменит энергетический и политический баланс всего региона, выводя в подвешенное состояние проблемы статуса Каспия, — считает Тарасов. — А значит, как уже отмечало ИА «REGNUM», по ходу событий станут более открыто проявлять себя силы, которые попытаются перекинуть на Каспий «дугу нестабильности» с Ближнего Востока в качестве отвлекающего манёвра от сирийского кризиса…»

Как бы то ни было, Россия не может упустить шанс на сотрудничество с ИРИ.

Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин, чьи слова приводит «Лента.ру», полагает, что после отмены санкций российские компании могут побороться за тендеры во многих областях — от участия в модернизации железнодорожной и энергетической инфраструктуры до космических программ Ирана. По его мнению, после отмены санкций ИРИ потребуются инвестиции практически во все отрасли экономики на сумму до 500 миллиардов долларов.

Владимир Сажин напоминает, что по итогам 2013-2015 гг. Россия имела «мизерные» объёмы торговли с Ираном — 1-1,7 млрд. долларов.

Какие же перспективы есть у России сегодня на иранском рынке?

Вероятно, Москва будет участвовать в проектах, где имеет передовой опыт: в сферах атомной энергетики, разведки и добычи углеводородов. «Росатом» может построить третий и четвёртый энергоблоки АЭС «Бушер». «Зарубежнефть» и «Роснефть», вероятно, предполагают участвовать в тендере на разработку месторождения углеводородов Шангуле с запасами в 2 миллиарда баррелей.

По итогам российско-иранской межправкомиссии 12 ноября министр энергетики России Александр Новак, отмечает «Лента.ру», говорил, что Россия намерена довести объём взаимной торговли до 10 миллиардов долларов в год. Речь не только об энергетике.

Россельхознадзор включил двадцать пять предприятий ИРИ в реестр поставщиков сельхозпродукции. В свою очередь, Иран парафировал часть контракта по электрификации железных дорог на сумму 860 миллионов долларов из пакета в 5-6 миллиардов.

По словам Новака, стороны обсуждают «большой перечень проектов по транспорту общей стоимостью более 25 миллиардов долларов».

Ведутся и переговоры с Ираном по линии Минпромторга, напоминает «Лента». Основные направления будущего сотрудничества — поставки машиностроительной продукции и организация совместных производств. Недавно, 10 ноября, прошла рабочая встреча замминистра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова с первым замминистра промышленности, рудников и торговли ИРИ Моджтабой Хосроутаджем. Каламанов рассказал «Ленте», что Россия продолжает переговоры с Ираном о поставках Ту-204СМ и начала договариваться относительно лайнеров «Sukhoi Superjet 100».

Вместе с тем не надо думать, что договориться с Ираном будет легко. «Санкции санкциями, но если сейчас не подготовить будущие сделки, то [после отмены ограничений] про многие вещи уже можно будет забыть», — говорит Каламанов. По его словам, иранская сторона внимательно оценивает соотношение цены и качества, и поэтому российским компаниям предстоит нешуточная борьба с крупными международными корпорациями.

Никак нельзя «забыть» и про некоторые другие «вещи», добавим от себя. Выход Ирана на нефтяной и газовый рынки после снятия санкций не может не создать некоторых проблем для сырьевой экономики России. Тем более что Тегеран готов продавать нефть по дешёвке — лишь бы закрепиться на рынке. Напомним слова министра Зангане: «Снижение цен не будет для нас проблемой. Оно должно тревожить тех, кто заменил Иран».

Консалтинговая фирма «KBC» подсчитала вероятные убытки России на нефтяном рынке Южной Европы в случае возвращения на него ИРИ. Сумма возможных потерь РФ — примерно 153 млн. долл., пишет «РБК» со ссылкой на «Bloomberg».

153 млн. долл. потерь — это оценка, которую дал старший аналитик «KBC» Эхсан уль-Хак.

«РБК» отмечает, что эта сумма составляет примерно 0,4% от общего годового дохода России от продажи углеводородов. Однако, по мнению уль-Хака, в итоге цены упадут и на других рынках, в т. ч. в северо-западной Европе. В результате потери России «могут оказаться значительно выше».

Мехди Варзи, бывший иранский дипломат и директор консалтинговой компании «Varzi Energy», подтвердил агентству «Bloomberg», что планы Ирана увеличить добычу до досанкционного уровня означают, что «ему придётся искать дополнительные рынки, включая те, на которые традиционно осуществляет поставки Россия».

Таким образом, эксперты не прогнозируют значительных убытков России от выхода Ирана на мировой рынок энергоресурсов и достижения республикой «досанкционного уровня» поставок.

Вместе с тем российские бизнесмены и правительство рассчитывают «застолбить» часть внутреннего рынка Ирана для реализации ряда крупных проектов. В случае успеха потери на нефтяном и газовом рынке могут быть компенсированы прибылями в других сферах.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация