ВЛ / Статьи

Кратко о развитии информационных войн

+1
2-11-2015, 11:20...
1 430
 

Кратко о развитии информационных войн

Сегодня из уст представителей лагеря патриотической общественности можно часто услышать выражение "информационная война, ведущаяся западом против России". В ответ им из лагеря "либералов" раздаются истошные вопли о том, что никакой войны не идет, это все выдумка "ваты", а Запад белый и пушистый. На самом деле нет. Давайте внимательнее присмотримся к истории вопроса и поймем, правда это или нет.

Человечество давно обратило внимание на возможности и потенциальные успехи подрыва морального духа врага, однако до XX века основной целью по морально-психологическим ударам была армия противника. Но в Первую мировую войну впервые вражеское население стало масштабной целью психологического удара. Новатором в данной сфере стали немцы - в 1915 году германские военно-воздушные силы проводили авиабомбардировки английских городов и обстрелы Парижа (при помощи специально спроектированных и построенных сверхтяжелых орудий) с целью деморализации населения противника. Не отставала и Антанта – та же Англия развернула масштабную пропагандистскую машину и активно вела пропаганду как среди собственного населения (кстати, англичане тогда запустили легенду о распятом немецкими солдатами мальчике-бельгийце), так и среди населения противника. Тогда же и родился термин «психологическая война».

Интерес к психологической войне сохранился и в межвоенное время, но новый эволюционный этап теория пропаганды и психологической войны получила в конце 30-х – начале 40-х годов XX века. Был исследован феномен общественного мнения,  человечество получило примерное представление о том, как человек представляет себе окружающий мир. Концепция общественного мнения, предложенная Уолтером Липманом, строится на предположении, что «средний человек» не может самостоятельно и полностью охватить реальную действительность, которая слишком сложна, обширна и изменчива для изучения. 

Представления человека строятся по упрощенной схеме, состоящей из стереотипов. Жак Эллюль в дальнейшем выдвинул тезис о том, что стереотипы являются продуктами пропаганды, а рядовому обывателю удобнее оперировать группами стереотипов и навешивать ярлыки. То есть человек от природы своей склонен обобщать и вешать ярлыки. Соответственно, задачей становится навязывание необходимых стереотипов, развешивание ярлыков.

Естественно, что военные не могли пройти мимо такого интересного мнения и поставили его на вооружение. Думаю, не стоит рассказывать читателям про пропаганду во время Второй Мировой – имя Геббельса, нацисткого рейхсминистра пропаганды, стало нарицательным сегодня.

Проанализировав опыт Второй Мировой, как в США, так и в СССР поняли, что ведение полномасштабной войны крайне нежелательно по причинам появления атомного оружия и наращивания огромного запаса традиционных вооружений, после чего сверхдержавы начали «соревнование» по расширению собственных лагерей и поддержке дружественных режимов в локальных конфликтах, а непосредственная борьба между великими державами свелась, помимо расширения лагерей, к идеологической или же информационной войне.

На основе опыта Второй Мировой и развития СМИ было принято принципиальное решение свести существовавшие в отрыве друг от друга концепции информационной и психологической войны в единый вид. Реализация этого решения привела к тому, что в конце восьмидесятых годов XX века американским военным удалось успешно синтезировать методы психологической и информационной войны, что привело к созданию концептуальной модели информационных войн. Однако название «информационная война» не долго просуществовало в официальных документах, и концу девяностых оно было заменено на «информационная операция».

Во многом такой шаг был связан с тенденциозным освещением в СМИ работы армейских органов информационно-психологических операций во время «Бури в пустыне» в 1991 году. В отечественной науке для описания информационных операций используется несколько терминов – информационная война, информационно-психологическая война, информационные операции, однако наиболее распространенным является термин «информационно-психологическая операция».

Обратили внимание военные и на начавшееся в 60-ые годы развитие ЭВМ и появление в 1969 году APRANET, первой компьютерной сети. Изначально APRANET использовался как средство быстрого обмена информацией, но дальнейшее развитие компьютерных сетей, использование их в различных отраслях промышленности, государственном аппарате и военных ведомствах наглядно продемонстрировало перспективы развития и возможности. Результаты работы первого компьютерного вируса под названием «червь Морриса» продемонстрировали потенциальные возможности войны в киберпространстве. Это вызвало со стороны Министерства обороны США интерес к использованию сетей и специального программного обеспечения в военных целях, но в начале девяностых годов XX века отсутствовало необходимое пространство для кибервойны. Однако к концу двухтысячных годов Интернет стал повсеместно использоваться практически во всем мире. Он связал между собой почти все сети и компьютеры мира, что привело к разработке концепции войны в киберпространстве и созданию специальных подразделений, занимающихся кибервойной.

Концепция информационной войны в первое десятилетие XXI века претерпела несколько изменений. В модель были включены операции в киберпространстве, операции по дезинформации, операции по обеспечению безопасности. Отдельное внимание стало уделяться и связям с общественностью – отныне тесная работа со СМИ и мировой аудиторией стала важным и обязательным элементом информационно-психологических операций. 

Использование кросс-научного подхода в разработке концепции информационно-психологических операций привело к тому, что они стали мощным орудием формирования настроений и мнений широких масс и элит. Формирование извне настроений у населения, подмена ценностей, изменение мотивов и логических объяснений и, в конечном итоге, поведения иностранных правительств, организаций, групп и отдельных людей позволяет Соединенным Штатам обеспечивать собственную национальную безопасность за счет других народов и стран.

Информационно-психологические операции в настоящее время достигли столь высокого уровня развития, что предоставляется возможность проводить их без прямого военного вмешательства, ярким примером чего служат революции «арабской весны». Это создает опасный прецедент и несет в себе угрозу для существующей системы международных отношений, поскольку неконтролируемое и нерегулируемое проведение информационно-психологических операций в мирное время есть не что иное, как вмешательство во внутренние дела страны и нарушение суверенитета.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация