ВЛ / В России

11 сентября - День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил России

0
11-09-2015, 13:00...
1 987
 

11 сентября - День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил России

В России 11 сентября отмечается День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил. Праздник относительно новый – появился в российском календаре в 2007 году. Однако появление даты праздника всего 8 лет назад вовсе не означает, что сама воспитательная служба в армии Отечества столь же юна. Если опираться на приказ статс-секретаря – замминистра обороны РФ, на основании которого День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил и появился в России, то в приказе отправной исторической точкой воспитательной работы в войсках обозначено 11 сентября далёкого 1766 года. Именно тогда утверждается устав Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса, находившегося в Санкт-Петербурге.
 

11 сентября - День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил России

 
В уставе кадетского корпуса впервые в истории отечественного войска обозначается должность военного воспитателя. Речь о профессорах-воспитателях и поручиках (подпоручиках)-воспитателях, которых нередко именовали офицерами-воспитателями. Из устава Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса, подписанного императрицей Екатериной II.

Подлинной подписано собственною ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:
ЕКАТЕРИНА.

 
Санкт-Петербург 1766 года.


Божиею милостию Мы Екатерина Вторая Императрица и Самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая.


Произведший самым делом к пользе и благосостоянию Государства Нашего различные до ныне установления, достигли Мы наконец в непрерывном порядке и учреждению воспитания в Государстве НАШЕМ благородного юношества, о котором только обучении без первоположных правил до сего времени и в Кадетском Сухопутном Корпусе попечение Прилагаемо было. Чего ради, не повреждая сего предполезнейшего от Предков Наших установления, за нужно МЫ нашли подкрепить оное новым и незыблющимся основанием, то есть, учредить сей Корпус так, чтобы научению в нем военной и гражданской науки по самый выпуск кадета, яко часть никогда не отделяемая в юноше, всегда сопутствовало воспитание пристойное его званию и добродетельное, а сверх того и плоды прочих Наших учреждений соответствовали плодам сего в новый порядок приведенного установления, и чрез то самое взаимною помощью каждое из них одно другому новую придавало силу. По таковому Нашему о всех частях государственной твердости стекающихся в одно всеобщее благоматерьнему попечению, сделали Мы устав Нашего Императорского Шляхетного Сухопутного Кадетского Корпуса, а в нем предписываем следующее не подвижное на всегда учреждение:
(…)
Профессорам в должности Воспитателей – в девятом.
Четырнадцати учителям в той же должности. 
(…)
Для порядочного воспитания и обучения разделить их на пять возрастов:
первый - от пяти и шести до девяти лет,
второй – от девяти до двенадцати,
третий – от двенадцати до пятнадцати,
четвертый – от пятнадцати до восемнадцати,
пятый – от восемнадцати до двадцати первого.
По сему в каждом возрасте питомцам быть по три года, и обучаться по склонности и понятию наукам как до воинского, так и гражданского звания принадлежащим.
 

О Поручиках и Подпоручиках в должности воспитателя

Поручики и Подпоручики в каждой роте во время экзерциций военных поступают по своим чинам; а сверх того в роте, по разделении оной на две части, исправляют при кадетах ту же должность, которая пола¬гается на воспитателей во втором и третьем возрастах, следовательно не отлучаться им ни на малое время от своих питомцев, жить подле них, довольствоваться с ними одним столом, словом, ответствовать за их поведение, воспитание и нравы, подавать им примеры чести и тех мыслей, кои к истинной ведут добродетели. В случае законной отлучки Капитана, старший по чину исполняет его должность, а место его занимает следующий по нем; сего ради преимущества и субординация полагаются на них по чинам во всем без изъятия.

В должностные обязанности офицеров-воспитателей в кадетском корпусе XVIII столетия входило «содействия успеху во благо Отечества». Другими словами, воспитательная работа основывалась, как бы мы сейчас сказали, на патриотических началах. И эти начала в том или ином виде фактически перекочевали в современную систему воспитательной работы в военно-учебных заведениях, находящихся в системе вооружённых сил. Именно патриотическое воспитание можно называть основой подготовки будущих офицеров, исходя из чего и формируются образовательные стандарты в военных вузах, а также учебных заведениях довузовского типа (суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса).

Сегодня в каждом военном округа существуют специальные воспитательные структуры, офицеры которых занимаются работой с личным составом. Воспитательные функции возлагаются, конечно же, и на преподавательский состав военно-учебных заведений и военно-учебных центров. В войсках округов действуют пункты психологической помощи, специалисты которых помогают новобранцам адаптироваться к новой для них армейской жизни. Психологическая помощь в рамках общей воспитательной работы в войсках нацелена на осознание того, что защита Отечества - почётная обязанность, которая помимо всего прочего позволяет приобрести дополнительные навыки, сформировать характер, способность не просто находиться, но и решать важные задачи в условиях коллектива. Важный момент работы военных воспитателей – привитие молодым военнослужащим (будущим военнослужащим) понимания того, что защита Родины – это важнейшая задача, стоящая перед ответственным и достойным гражданином.

Стоит обратить внимание на то, что воспитательной работой в войсках занимаются и священнослужители. Многие из них и сами некоторое время назад носили офицерские погоны, участвовали в боевых операциях. Министерство обороны сообщает, что воспитательный процесс, проводимый священнослужителями в Вооружённых силах, весьма качественно дополняет классический воспитательный процесс - тот, который проводится согласно сугубо уставным требованиям. 

К системе воспитательной работы в армии можно отнести многочисленные функционирующие военно-исторические музеи, солдатские клубы и гарнизонные дома офицеров. Зачастую посещение молодым армейским пополнением музея войскового соединения даёт возможность прикоснуться к его традициям, что является действенным как образовательным, так и воспитательным моментом. 

Военные воспитатели рассказывают о том, что воспитательная работа проводится ещё и в формате встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных вооружённых конфликтов. И эффективность таких встреч тоже вряд ли возможно переоценить.

Источник 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация