Вежливые люди
ВЛ / Россия

11 сентября - День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил России

11-09-2015, 13:00
...
668
 

11 сентября - День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил России

В России 11 сентября отмечается День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил. Праздник относительно новый – появился в российском календаре в 2007 году. Однако появление даты праздника всего 8 лет назад вовсе не означает, что сама воспитательная служба в армии Отечества столь же юна. Если опираться на приказ статс-секретаря – замминистра обороны РФ, на основании которого День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил и появился в России, то в приказе отправной исторической точкой воспитательной работы в войсках обозначено 11 сентября далёкого 1766 года. Именно тогда утверждается устав Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса, находившегося в Санкт-Петербурге.
 

11 сентября - День специалиста органов воспитательной работы Вооружённых сил России

 
В уставе кадетского корпуса впервые в истории отечественного войска обозначается должность военного воспитателя. Речь о профессорах-воспитателях и поручиках (подпоручиках)-воспитателях, которых нередко именовали офицерами-воспитателями. Из устава Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса, подписанного императрицей Екатериной II.

Подлинной подписано собственною ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:
ЕКАТЕРИНА.

 
Санкт-Петербург 1766 года.


Божиею милостию Мы Екатерина Вторая Императрица и Самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая.


Произведший самым делом к пользе и благосостоянию Государства Нашего различные до ныне установления, достигли Мы наконец в непрерывном порядке и учреждению воспитания в Государстве НАШЕМ благородного юношества, о котором только обучении без первоположных правил до сего времени и в Кадетском Сухопутном Корпусе попечение Прилагаемо было. Чего ради, не повреждая сего предполезнейшего от Предков Наших установления, за нужно МЫ нашли подкрепить оное новым и незыблющимся основанием, то есть, учредить сей Корпус так, чтобы научению в нем военной и гражданской науки по самый выпуск кадета, яко часть никогда не отделяемая в юноше, всегда сопутствовало воспитание пристойное его званию и добродетельное, а сверх того и плоды прочих Наших учреждений соответствовали плодам сего в новый порядок приведенного установления, и чрез то самое взаимною помощью каждое из них одно другому новую придавало силу. По таковому Нашему о всех частях государственной твердости стекающихся в одно всеобщее благоматерьнему попечению, сделали Мы устав Нашего Императорского Шляхетного Сухопутного Кадетского Корпуса, а в нем предписываем следующее не подвижное на всегда учреждение:
(…)
Профессорам в должности Воспитателей – в девятом.
Четырнадцати учителям в той же должности. 
(…)
Для порядочного воспитания и обучения разделить их на пять возрастов:
первый - от пяти и шести до девяти лет,
второй – от девяти до двенадцати,
третий – от двенадцати до пятнадцати,
четвертый – от пятнадцати до восемнадцати,
пятый – от восемнадцати до двадцати первого.
По сему в каждом возрасте питомцам быть по три года, и обучаться по склонности и понятию наукам как до воинского, так и гражданского звания принадлежащим.
 

О Поручиках и Подпоручиках в должности воспитателя

Поручики и Подпоручики в каждой роте во время экзерциций военных поступают по своим чинам; а сверх того в роте, по разделении оной на две части, исправляют при кадетах ту же должность, которая пола¬гается на воспитателей во втором и третьем возрастах, следовательно не отлучаться им ни на малое время от своих питомцев, жить подле них, довольствоваться с ними одним столом, словом, ответствовать за их поведение, воспитание и нравы, подавать им примеры чести и тех мыслей, кои к истинной ведут добродетели. В случае законной отлучки Капитана, старший по чину исполняет его должность, а место его занимает следующий по нем; сего ради преимущества и субординация полагаются на них по чинам во всем без изъятия.

В должностные обязанности офицеров-воспитателей в кадетском корпусе XVIII столетия входило «содействия успеху во благо Отечества». Другими словами, воспитательная работа основывалась, как бы мы сейчас сказали, на патриотических началах. И эти начала в том или ином виде фактически перекочевали в современную систему воспитательной работы в военно-учебных заведениях, находящихся в системе вооружённых сил. Именно патриотическое воспитание можно называть основой подготовки будущих офицеров, исходя из чего и формируются образовательные стандарты в военных вузах, а также учебных заведениях довузовского типа (суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса).

Сегодня в каждом военном округа существуют специальные воспитательные структуры, офицеры которых занимаются работой с личным составом. Воспитательные функции возлагаются, конечно же, и на преподавательский состав военно-учебных заведений и военно-учебных центров. В войсках округов действуют пункты психологической помощи, специалисты которых помогают новобранцам адаптироваться к новой для них армейской жизни. Психологическая помощь в рамках общей воспитательной работы в войсках нацелена на осознание того, что защита Отечества - почётная обязанность, которая помимо всего прочего позволяет приобрести дополнительные навыки, сформировать характер, способность не просто находиться, но и решать важные задачи в условиях коллектива. Важный момент работы военных воспитателей – привитие молодым военнослужащим (будущим военнослужащим) понимания того, что защита Родины – это важнейшая задача, стоящая перед ответственным и достойным гражданином.

Стоит обратить внимание на то, что воспитательной работой в войсках занимаются и священнослужители. Многие из них и сами некоторое время назад носили офицерские погоны, участвовали в боевых операциях. Министерство обороны сообщает, что воспитательный процесс, проводимый священнослужителями в Вооружённых силах, весьма качественно дополняет классический воспитательный процесс - тот, который проводится согласно сугубо уставным требованиям. 

К системе воспитательной работы в армии можно отнести многочисленные функционирующие военно-исторические музеи, солдатские клубы и гарнизонные дома офицеров. Зачастую посещение молодым армейским пополнением музея войскового соединения даёт возможность прикоснуться к его традициям, что является действенным как образовательным, так и воспитательным моментом. 

Военные воспитатели рассказывают о том, что воспитательная работа проводится ещё и в формате встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных вооружённых конфликтов. И эффективность таких встреч тоже вряд ли возможно переоценить.

Источник 

0

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG

    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация