ВЛ / Статьи / Интересное

Красные капли партизанского подвига

0
11-08-2015, 16:00...
1 511
 

Красные капли партизанского подвига

До сих пор об обстоятельствах подвига каждого человека, причастного к партизанскому подвигу, известно очень мало. Каждый из них внёс свою лепту в освобождение своей земли: они лежали по пять суток в болотах, добывали ценные сведения около немецких штабов, взрывали и уничтожали всех врагов и его вооружение. Не перечислить всего. А надо. По крупицам надо собирать эти красные капли каждого партизанского подвига.

Пять сентябрьских дней в болоте

Чернышева Александра Ивановна родилась в 1922 году, по национальности русская, член ВЛКСМ с 1939 года, образование 10 классов, из семьи рабочего. Жила до войны в городе Самарканде, работала на шелкоткацкой фабрике в качестве нормировщика. До того, как она оказалась в составе партизанского отряда, Александра Ивановна прошла обучение в специальной разведывательной школе №2, занимающейся ускоренной подготовкой разведывательно-диверсионных групп. После окончания этой школы Александра Ивановна получила приказ отправиться в действующую армию, в район боевых действий, на Калининское направление. Прибыв в свою часть, она получила своё первое важное задание — отправиться в тыл противника.

Впоследствии Александра Ивановна смогла вспомнить все основные вехи своего пути и кратки и скупо рассказать об этом: "Первая моя задача в тылу противника была узнать его силу и как можно больше определить местонахождение огневых точки. Также мне было необходимо наладить связь с местными партизанскими отрядами, действующими в регионе высадки. Когда я своё задание выполнила и стала пробираться на Большую землю, наш путь, по которому мы шли, был перерезан, и враг взял нас в полукольцо с трёх сторон. Враг открыл по нам ураганный огонь. Единственный выход — пробираться незаметно к небольшому заболоченному озеру. Нас было всего 17 человек и очень мало патронов, все они были на строгом учёте. Мы подпустили врага вплотную, и открыли по нему огонь. Мы уничтожили до 70 человек, после чего враг снова на нас ринулся, и мы были вынуждены отходить к озеру. Там мы залегли в болото и пролежали пять сентябрьских дней 1942 года. Когда противник отступил, считая, что нас всех побили, мы — 11 человек — выползли из болота и пошли лесом".

Так они все целые и невредимые смогли дойти до охранения одного из партизанских отрядов. 

Возможности перейти через линию фронта не было, и поэтому Александра Ивановна соединилась с группой партизан Витебской области, которые вскоре перешли в 1-ую Белорусскую диверсионно-партизанскую бригаду особого назначения.

"Я осталась воевать с ними. В партизанах была подрывником, разведчиком и непосредственно медицинской сестрой. Не раз ходила с группами ребят на минирование железнодорожного полотна, шоссейных дорог. 

Больше всего я любила операции по разгону немецких гарнизонов. Когда немцев внезапно застанешь в ночное время, и они бегут, а по ним из автомата — как траву косишь.

Особенно уважала быть в разведке нелегальным путём. Работать в городе, брать все ценные данные и враге и доставлять партизанам. Помню морозную зиму в 1943 году. Мне было дано задание разведать у врага силу, которую он готовил для блокировки партизан, и во что бы то ни стало достать карту, узнать главную цель противника и откуда будет наступление. Всё это я смогла разузнать. На основании полученных данных партизаны смогли оперативно подготовиться к немецким атакам, которые начались спустя три дня после моего возвращения из разведки. Сильная вражеская блокировка продолжалась на протяжении долгих двух месяцев. С первых дней мы отбивали по семь-девять атак врага.

На седьмой день блокады меня ранило в левую руку, и я отбилась от своей бригады, от своих людей. К сожалению, мне пришлось остаться с партизанами другой бригады. Оказалось, что у нас на 230 человек не было ни карты, ни компаса. А все люди были не местные, а я хорошо знала эти Витебские места и решила выводить людей и спасти их от гибели.

В мартовские дни мы форсировали реки по три и более раза в день. С нами находились раненые — 37 человек. Я для них собирала перевязочный материал у убитых немцев. Перевязывала, оказывала необходимую помощь раненым, больным, а потом как только стала возможность, этих раненых переправили на Большую землю. За это от командования не раз имела благодарность и была представлена к награде".

Отряды Полесья: Нина уходит в бой

Шавырина Нина Фёдоровна, 1923 года рождения, 14 октября 1942 года окончила спецшколу при РОГШ Западного фронта. А 31 октября 1942 года со специальной группой в составе трёх человек она улетела по спецзаданию в Гомельскую область, где вошли в состав отряда "За Родину", который возглавлял Герой Советского Союза товарищ Кожар.

Партизанскому отряду было необходимо передавать важные сообщения разведывательного характера в Москву. Так как Нина была единственная радистка на все близлежащие партизанские соединения, ей очень много пришлось поработать.

В январе 1943 года отряд Кожара подвергся немецкой блокировке. Поскольку было мало боеприпасов (отряды тогда ещё не получали помощи со стороны Москвы, а вооружались за счёт трофейного оружия), пришлось, не принимая особенных боёв, отходить в Октябрьский район Полесской области. Это был тяжёлый и длинный путь в зимних условиях. Колонна партизанского соединения растянулась почти на семь километров. По пути громили все полицейские гарнизоны. Так они двигались в течение полутора месяцев. А когда наконец достигли Октябрьского района, получили дополнительное подкрепление со стороны других отрядов Полесья.

Неожиданно отряду Кожара было приказано возвращаться обратно в район прежних боевых действий. И опять двигались в таких же тяжёлых условиях. Принимали бои уже чаще и ожесточённее.

Отряд Кожара остановился действовать уже в Речецком районе Гомельской области. А в апреле был получен первый груз из Москвы, а также еще одного радиста. В это время у Нины работы стало чуть меньше. А потом снова пришлось много трудиться во имя Победы: отряд Кожара стал крупнейшим партизанским соединением отрядов Гомельской области.

Ставропольский край: гибель Ани

Из докладной записки помощника комиссара по комсомолу Объединённых партизанских отрядов Северной группы Ставропольского края от 19 апреля 1943 года: "Шилина Анна 25 октября 1943 года героически погибла в разведке боем под селением Камыш-Бурун, уничтожив при гибели семь фашистов. Представлена к высшей правительственной награде — ордену Ленина".

Обстоятельства этого подвига были следующими. На рассвете 25 октября командованием 10-й гвардейской казачьей кавалерийской дивизии, с которой ставропольские партизаны связывали все свои действия, была назначена разведка боем. Аня с группой разведчиков укрылась в густом бурьяне, в ста метрах от немецких окопов. Ждали подхода советских бронемашин. Вдруг немцы открыли шквальный огонь. Рядом с Аней застонал раненый партизан. Она вытащила его из-под пуль, перевязала.

Фашисты, заметили их, выскочили из окопов. Метнув в гитлеровцев гранату, Аня стала отстреливаться из пистолета. Но патроны быстро закончились. Поняв это, немцы стали приближаться к ней, чтобы взять живой, но просчитались. Аня выхватила вторую гранату. Граната так и осталась не разорвавшейся в её руке. Подбежавший фашист вонзил в грудь девушки тесак.

На помощь спешили боевые товарищи, которые слышали звуки боя, но, к сожалению, они опоздали всего лишь на несколько минут, чтобы предотвратить развязавшуюся трагедию в степи. Яростным натиском партизаны вышибли немцев из окопов. Когда боевые товарищи Ани подошли к последнему месту боя Ани Шилиной, то они увидели семь убитых ею немецких солдат, которые валялись рядом.

Ростов-на-Дону: аккордеонист Нерсес Степаньян

Войну семья Степаньян встретила на донской земле. Летом 1942 года при эвакуации сельской почты семья попала в Ростов-на-Дону, где остановилась у родственников в районе Сельмаша. Несмотря на юный возраст, Нерсес, 1927 года рождения, стал бойцом партизанского отряда Югова (М.М. Трифонова). Отряд действовал в районе Сельмаша и современного аэропорта. Нерсес, помимо русского и армянского языков, хорошо знал немецкий и греческий (сказалось близкое расположение немецких и греческих поселений родного села). Он виртуозно играл на аккордеоне, имел хороший музыкальный слух, отлично рисовал.

Зимой и осенью 1942 года Нерсес активно участвовал в партизанских вылазках, расклеивал листовки, изготавливал немецкие печати и документы (в том числе пропуска) на немецком языке, похищал оружие, боеприпасы и продовольствие из немецких машин. Участвовал в закладке мин и взрывчатки. Знание немецкого языка пригодилось при ведении разведки в районе немецкого и румынского штабов. Войдя в доверие к нескольким офицерам в конце 1942 года, сумел получить доступ к некоторым ценным документам.

Январь 1943 года в жизни оккупированного Ростова стал чёрным пятном. Немецкие власти, предчувствуя неминуемое отступление, ужесточили полицейский режим в городе. Шли массовые зачистки и облавы, жителей города тысячами угоняли в Германию. На границе с Донбассом он сумел бежать из эшелона и на себе вытащил избитого еврейского друга, который не мог ходить. Вместе с ним сумели добраться до дальних родственников в армянское село Большие Салы, где и дождались своего освобождения советскими войсками.

Ростовская область: "За народ умереть не позорно"

В фондах Государственного архива Ростовской области хранится дело, касающееся секретаря подпольной организации ВЛКСМ Николаевского района Ф.А. Колотенко. А в деле — объяснительная записка, которую Ф.А. Колотенко написала 20 апреля 1943 года в адрес Ростовского обкома ВЛКСМ о работе в подпольной организации.

14 июля 1942 года девушка приняла присягу, а в ночь с 15 на 16 июля ушла с группой товарищей, командиром которой был Я.С. Шишкин, в партизанский отряд. В партизанском отряде она пробыла до 20 августа. За это время сделала до 10 успешных разведок, каждый раз возвращаясь с точными данными.

20 августа она получила задание от секретаря РК ВКП(б) товарища Макарова оставаться в районе и возглавить там работу подпольного комсомольского комитета. 

Вспоминает Ф.А. Колотенко: "19 октября меня арестовала полиция. Будучи в полиции, на первом допросе меня сильно избили, вымочили холодной водой и оставили в одиночной холодной камере. Пытки применяли различного характера: душили, стреляли тут же в камере, пули летели сквозь решётки во двор, пальцы рук подкладывали под дверь. Предложили, если я не скажу о руководителях и членах отряда, буду догола раздета, на моём теле будут вырезаны слова "Партизанке собачья смерть", и повесят в таком виде на площади, а до этого проведут по всей станице.

Дословно последние слова начальника полиции: "Подохнешь позорной смертью". Мои последние слова: "За народ умереть не позорно".

29 октября в 10 часов утра меня повели на допрос. На допрос я шла как тень, шатаясь, измученная. В кабинете сидели не знакомые для меня лица. Оказывается, это были гестаповцы, которые только что привезли большое количество денег, которые полицаи награбили у местного населения. И поэтому глаза у гестаповцев разгорелись на деньги, они наспех стали проверять арестованных и отпускать. Под "весёлую" руку попала и я.

Обвинительный акт начальник местной полиции не составлял. А гестаповец спросил у него, почему нет обвинительного акта. Начальник полиции прямо в моём присутствии заявил: "Я думал расстрелять её ночью сегодня или утром завтра". Больше я ничего не помнила, меня вывели без сознания. А начальника полиции через несколько дней немцы арестовали и расстреляли, чтобы показать народу, что немцы против грабежа и убийств. Меня же взяли на особый учёт и стали ещё больше преследовать. Я всё время пряталась. Но, несмотря ни на какие преследования, наш комитет ещё больше стал работать.

Когда я увидела, что немцы бегут из наших краёв, и вместе с ними ушла полиция и гестаповцы, стала смелее передвигаться. Однажды ночью я чуть снова не попалась. В ночь с 24 на 25 декабря на квартиру, где я ночевала, явился немецкий офицер. Я вынуждена была босая и раздетая бежать через хутор, патрули открыли огонь по мне, но тут я быстро подбежала к квартире одной комсомолки, Матрёне Шепелевой, и она меня спасла".

Судя по архивным документам, Ф.А. Колотенко выжила и работала после освобождения Ростовской области секретарём РК ВЛКСМ.

Что было с партизанами после войны

В 2000 году бывший директор средней школы станицы Кабардинской, блестящий знаток истории родного края и создатель одного из лучших школьных музеев в Краснодарском крае Анатолий Ильич Поддубный передал мне уникальные материалы о прошлом края из своего личного архива. Среди них оказалась рукопись неопубликованной книги начальника штаба Нефтегорского партизанского соединения Ф.С. Готьвана, которая представляет значительный интерес для изучения истории партизанского движения на Кубани.

Из личной и трудовой биографии: Фёдор Степанович Готьван родился 1 мая 1903 года в семье иногородних в станице Нефтяной. Отец и мать были бедняками, поэтому Фёдор с детских лет был вынужден работать сначала пастухом, затем ночным дежурным в управлении Английской нефтяной концессии. В 14 лет он вступил в комсомол. С 1921 года служил в отряде частей особого назначения. Громил бандитские отряды белых и "зелёных" в горах Западного Кавказа. Вступил в ВКП(б). Работал парторгом в городе Сальске Ростовской области, а затем на строительстве комбайностроительного завода "Ростсельмаш" в Ростове-на-Дону, где окончил Высшую партийную школу. В 1937-1939 годах работал парторгом ЦК в тресте "Хадыженнефть". С 11 апреля 1941 — первый секретарь Нефтегорского райкома ВКП(б). В 1941-1943 годах был начальником штаба Нефтегорского партизанского соединения. После войны снова вернулся на должность первого секретаря Нефтегорского райкома ВКП(б), а в 1950 году перешёл на работу в нефтегазодобывающее управление "Хадыженнефть".

В начале 1960-х годов коллектив Хадыженской городской библиотеки начал собирать материалы по истории города: воспоминания, фотографии, документы ветеранов, первых коммунистов и комсомольцев, нефтяников-первопроходцев. И конечно же вспомнили и о партизанах Великой Отечественной войны и собрали их на первую встречу в читальном зале библиотеки.

Первая встреча партизан и записи их воспоминаний, сделанные сотрудниками библиотеки, подвигли некоторых ветеранов взяться за перо и описать пережитое. Фёдор Готьван не мог остаться в стороне от начатого дела и задумал написать книгу, в которой попытался не просто рассказать о пережитом, а обобщить опыт партийно-политической работы в партизанских отрядах и в тылу врага.

Так родилась краткая версия мемуаров Фёдора Готьвана "Фашисты нефть не получили". Хронологию событий автор книги восстанавливал по памяти и по своим донесениям в Краевой и южный штабы партизанского движения, которые разыскал в краевом партийном архиве (в настоящее время — Центр документации новейшей истории Краснодарского края). Также в своей рукописи Готьван приводил воспоминания партизан и, главное, излагал свою версию событий, которая представляет значительный интерес, так как автор имел доступ к секретной информации, что позволяло глубже оценивать происходящее.

Историко-литературная повесть Ф.С. Готьвана содержится в шести стандартных школьных общих 96-листовых тетрадях в обложках из искусственной кожи. Текст написан синими чернилами перьевой ручкой чётким твёрдым почерком, имеющим значительные авторские особенности.

В приложении к книге находятся делопроизводительные документы из архивов Краевого и Южного штабов партизанского движения. Многие из этих документов ранее уже были опубликованы, но никогда не собирались вместе. Сопоставление данных документов с рассказами об этих событиях автора мемуаров позволяют судить о его творческой лаборатории и восстановить достаточно полную картину истории Нефтегорского партизанского соединения.

Также в приложении находятся составленные именные списки партизан всех отрядов Нефтегорского соединения. В результате поисков удалось установить имена почти 400 партизан примерно из 500, записанных в отряды Нефтегорского куста.

Публикация текста книги Фёдора Готьвана, воспоминаний партизан Нефтегорского соединения и делопроизводительных материалов Южного штаба партизанского движения открывает возможность перепроверить показания этих источников и существенно продвинуть вперёд изучение событий той поры.

Автор Полина Ефимова
 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация