ВЛ / Статьи

Трибунал по "Боингу": миссия выполнима?

0
29-07-2015, 03:00...
884
 

Трибунал по "Боингу": миссия выполнима?

И снова о «Боинге»… Конец минувшей недели ознаменовался созданием внушительного по своему составу «хора» исполнителей, заявивших, что они всеми силами будут добиваться создания так называемого международного трибунала по крушению MH-17 под Донецком. Так, министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что она отправляется в Нью-Йорк с целью «заручиться поддержкой коллег на площадке ООН» по созданию международного трибунала. По словам Бишоп, она предпримет усилия для одобрения Советом безопасности ООН создания трибунала, чтобы привлечь к ответственности виновных в трагедии, произошедшей 17 июля 2014 года.

Понимая, что «международный трибунал» - это самый настоящий шанс продолжить шельмование расследования причин крушения малайзийского авиалайнера и вдобавок – исторический шанс уйти от ответственности, украинские власти запели в хоре своими фальцетами. Мало того, на Украине не просто за создание международного трибунала высказываются, а сразу же объявляют «виновных». Мол, мы, в принципе, всё прекрасно знаем, а потому остаётся сущая малость – вынести обвинительный вердикт… 

Заместитель генерального прокурора Украины Виталий Касько, который, судя по всему, считает себя в вопросах расследования причин крушения «Боинга-777» под Донецком компетентнее любой экспертной комиссии, заявил, что ГПУ, оказывается, подготовила «полный пакет документов для передачи в Гаагский трибунал». То есть г-ну Касько, уже и трибунал заранее известен – Гаагский… Ну поистине потрясающая осведомлённость, особенно учитывая тот факт, что генпрокуратура Украины до сих пор не смогла определиться с истинными виновниками расстрелов на майдане в феврале 2014 и сожжением людей в одесской Доме профсоюзов в мае прошлого года… 

Однако для Украины с внесением каких-либо документов в международные суды, включая Гаагский трибунал, «не всё так однозначно». Дело в том, что Киев явно забежал вперёд паровоза, а точнее – сразу нескольких паровозов. Не дождался окончания расследования – это раз (хотя расследование и на Украине, и на Западе уже мало кого интересует), а ещё и не дождался ратификации собственным парламентом Римского статута. Речь о том, что Украина, подписав договор о создании Международного уголовного суда (1998), с ратификацией явно не торопилась, что не даёт ей возможности вступать в полноценные правоотношения с МУС от имени государства. 

Когда заместитель украинского генерального прокурора «уже подготовил полный пакет документов для передачи в МУС», ему вдруг сообщили, что есть загвоздка… Римский статут и Украина… После этого Касько в прессе опубликовал заявление о том, что, дескать, нужно немедленно ратифицировать Римский статут, чтобы Украины получила право вносить на рассмотрение в Гаагский суд свои, так сказать, предложения.

Касько, которому доложили о загвоздке знающие люди:
Очень желательно ратифицировать Римский статут. Мы этого почему-то до сих пор не сделали, хотя генпрокуратура каждый раз подписывает соответствующие проекты закона и выступает двумя руками за то, чтобы мы ратифицировали Римский статут, и всё шло в установленном им порядке.
Ратифицировать Римский статут – казалось бы, ну и что же здесь сложного для нынешней Верховной рады с её чрезмерно деятельным наполнением? Но и здесь опять-таки «не всё так однозначно» для самой Украины. Дело в том, что ратификация Римского статута Украиной возможна лишь в одном случае – внесение изменений в Конституцию страны. Вот нынешний вариант 124-й статьи Конституции «незалежной»: 

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

Народ непосредственно принимает участие осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

Римский же статут требует трепетного отношения именно к международному уголовному праву, с которым у Украины тоже проблемы. Дело в том, что ещё в январе (текущего года) организация «Международная амнистия» (Amnesty International) и совет министров ЕС призвали Киев поторопиться с ратификацией. Примечательно, что торопили Киев вроде как не в связи с возможным созданием трибунала по «Боингу» или передачей материалов в уже действующий МУС в Гааге. Торопили в связи с тем, что без ратификации Украиной Римского статута международное правосудие как бы не могло усадить на скамью подсудимых преступников, виновных в совершении военных преступлений в ходе конфликта на юго-востоке. Представители Amnesty International, обращаясь к нардепам ВРУ, заявили:

Перенос сроков внесения изменений в Конституцию Украины в плане ратификации Римского статута будет предательством тех, кто страдает от ужасов войны.

Какой-такой войны? Киев же ясно сказал: "АТО"!..

Выходит, что возможная ратификация Римского статута депутатами Верховной рады может сыграть злую шутку с самой Украиной, ведь полноправное членство в МУС – это как бы и готовность открывать и своё (в том числе) правовое пространство для палочной системы международного трибунала. В своё время с бывшей Югославией, которую убедили поддержать создание МУС в Гааге, это уже злую шутку сыграло… И Украина с её расколом фактически на диаметрально противоположные силы, бог весть, какую роль в МУС может сыграть после ратификации соглашения. Тут, по большому счёту, полный спектр для властей Украины: от искозаявителей до подсудимых... Последнего и боятся. - А вдруг?..

Но и это не все злоключения Киева с Международным уголовным судом. Дело в том, что торопясь заранее (без выводов комиссии) обвинить в причастности к крушению «Боинга-777» Россию, в Киеве, похоже, не склонны обращать внимание на то, что и Россия тоже не ратифицировала Римский статут (так же поступают, к примеру, Соединённые Штаты Америки, Монако, Таиланд, Иран, Алжир, Египет и другие страны). То есть, даже если Касько убедит депутатов ВРУ провести ратификацию (а для многих в ВРУ Касько – вообще неизвестный «зверёк»), и даже если Киев подаст документы, обвиняющие Россию в «злонамерении сбить малайзийский авиалайнер» в Гаагу, то для России от этого ни жарко, ни холодно… РФ является лишь наблюдателем при Международном уголовном суде, а потому под его юрисдикцию не попадает, даже если того очень хотят Киев, Брюссель или Вашингтон. 

Кстати, здесь нужно учесть ещё и недавно прозвучавшее предложение главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина о необходимости внести определённые изменения в Конституцию России, чтобы приоритетным определялось не международное, а внутреннее (национальное) право. Если такие изменения будут проведены, то Россия получит все основания для выхода из договора по МУС в Гааге, явная ангажированность которого проявила себя ещё по югославскому делу. Кстати, Китай, Индия, Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Вьетнам, Израиль и, что особенно примечательно, сама Малайзия, которой «Боинг» рейса MH-17 и принадлежал, к Римскому статуту не присоединились и вовсе… 

Так что перед изрыганием грозных заявлений о передаче дела в МУС или создании международного трибунала главным крикунам следовало бы подробнее ознакомиться с международным правовыми хитросплетениями.

Автор Володин Алексей
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация