ВЛ / Статьи

Нефть в помощь

0
14-01-2015, 19:28...
2 837
 
Нефть в помощь

Мировая экономика ускорила рост из-за низких цен на «черное золото»

Обвал нефтяных цен вызовет рост мировой экономики. Это следует из обновленного прогноза Всемирного банка, опубликованного во вторник, 13 января. Уже в 2015-м году глобальная экономика разгонится до 3% ВВП (с 2,6% по итогам 2014 года), говорится в документе.
Вот как выглядит, по мнению ВБ, топ-лист стран, экономики которых будет расти в первую очередь:
– Бразилия, Индия, Южная Африка, Турция и Индонезия – снижение цен на нефть позволит этим крупнейшим экспортерам энергоресурсов сократить дефицит текущего счета. По расчетам ВБ, падение средней цены на «черное золото» на 10% обеспечит этим странам прирост ВВП на 0,1-0,5%.
– США – ускорение на уровне 2014 года (с 2,4% до 3,2% ВВП) обеспечит дальнейшее снижение уровня инфляции и сохранение сверхмягкой денежно-кредитной политики.
– Еврозона – прогнозируется увеличение темпов роста с 0,8% до 1,1% на фоне улучшения внутреннего спроса.
– Япония – ожидается ускорение с 0,2% до 1,2% ВВП за счет внутреннего спроса.
– Китай – положительный эффект от падения нефтяных цен составит 0,1-0,2% ВВП.
Что характерно, в прогнозе ВБ нет информации о ценах нефти, которые в него заложены. По косвенным показателям, среднегодовая цена Brent по прогнозу ВБ составит $60-65 за баррель (напомним: на момент появления оценок ВБ нефть Urals стоила около $46 за баррель)
По мнению аналитиков Всемирного банка, по мере ускорения роста экономик крупнейших импортеров нефти, цены на «черное золото» устойчиво пойдут вверх. Вопрос только в том, когда это произойдет. В этих оценках ВБ солидарен с Энергетической комиссией США, чей прогноз также был опубликован 13 января: нефть начнет понемногу дорожать уже в 2016 году.
Станет ли ускорение глобальной экономики локомотивом роста для экономики РФ, когда именно дела России пойдут в гору?
– Аналитики ВБ достаточно осторожно говорят о перспективах роста глобальной экономики, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – По их мнению, например, экономика Китая будет и дальше тормозить, и покажет в 2015 году рост ниже 7% ВВП. А экономика Индии будет расти, прежде всего, не за счет низких нефтяных цен, а за счет крупномасштабных реформ в сфере госуправления, которыми занялось новое индийское правительство. Наконец, расчеты аналитиков ВБ на стабилизацию в еврозоне связаны, прежде всего, с программой количественного смягчения. Ее в конце января должен включить европейский Центральный банк, но позитивный эффект скажется, как ожидается, только к концу 2015 года.
В целом, перспективы серьезного роста глобальной экономики туманны – несмотря на фактор нефтяных цен. Да, низкие цены на нефть играют на руку многим странам. Но они же усиливают дисбаланс в мировой экономике – ослабляют динамику нефтедобывающих стран, которые накопили груз структурных проблем, что, в свою очередь, негативно сказывается на динамике мировых финансовых потоков и курсов валют.
Россия тоже накопила груз структурных проблем. Помимо санкций и низких цен на нефть, у нас еще и кризис государственного регулирования экономики. Чтобы преодолеть кризис, рассчитывать лишь на изменение конъюнктуры на нефтяном рынке нам не приходится.
«СП»: – Что нужно, чтобы Россия начала выходить из кризиса?
– В среду, 14 января, глава Минфина РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил, что при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель потери федерального бюджета составят около 3 трлн рублей в 2015 году. Это означает, что даже если снизить на 10% все государственные расходы (в реальном выражении), этого будет недостаточно для балансирования бюджета – и Минфин об этом честно предупреждает.
Нам нужно первым делом пересчитать бюджет-2015, исходя из предельно жесткой оценки – среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель. Пока проектировщики бюджета ориентируются на установку: 5 трлн рублей расходов бюджета (оборонка и часть социалки) трогать нельзя, а остальные 10 трлн можно немного урезать. Но теперь ситуация развивается так, что «священных коров» – за исключением расходов на индексацию пенсий на величину реальной инфляции, – быть не должно. Например, индексации зарплат бюджетникам и даже военнослужащим должны быть ниже инфляции, иначе нам не сбалансировать финансовую систему.
Кроме того, следует выделить источники будущего, пусть слабого, роста экономики, и не душить их сейчас, тотально сокращая финансирование.
Думаю, уже в конце января правительство РФ сформулирует свои предложения по переверстыванию бюджета, и по ним развернется большая дискуссия.
Но, повторюсь, сегодня очевидно: кризис в российской экономике – не просто цикловый спад, не просто падение цен на нефть, усугубленное санкциями, и не просто глобальный кризис 2008-2009 года. Это системный кризис нынешней экономической модели РФ, и на него должен быть дан адекватный системный ответ.
«СП»: – Что означает такой ответ на практике?
– Правительство должно представить план структурных реформ, учитывающий и диверсификацию экономики, и ужесточение кредитно-денежной политики – без этого не победить инфляцию, пик которой придется на март-апрель и составит 15-17%. Без такого плана невозможно возродить доверие к действиям правительства в экономике – а значит, невозможно стабилизировать курс национальной валюты. Между тем, нестабильность рубля несет, в том числе, политические риски, которые могут оказаться значимыми в кризис, и с которыми нужно считаться.
По сути, план должен дать ответ на главный вопрос: каким образом Россия будет переходить от одной экономической модели к другой.
«СП»: – Если цены на нефть через год вернутся к отметке 80 долларов за баррель, это позволит России встать на ноги?
– По логике плана перехода к новой экономической модели, ориентироваться на нефтяные цены вообще не стоит. Но если бы такой план был утвержден, и реформы бы начались, дополнительные нефтяные доходы существенно ускорили бы экономическое развитие России.
Важно только не распылять эти нефтяные доходы, не проедать их, как это делалось в последние годы. Приведу только один пример: в течение 1990-х Россия заработала на экспорте жидких углеводородов 200 млрд долларов, а с 2000 по 2012 годы – более 3 трлн долларов. Возникает риторический вопрос: на что истрачены эти деньги?!
Когда цены на нефть снова поднимутся, следует направлять дополнительные доходы на инфраструктурные проекты, финансирование отраслей, формирующих качество человеческого капитала, здравоохранение.
Должны быть созданы, кроме того, институты жесткого общественного контроля за расходованием этих средств. В частности, все крупные проекты должны проходить независимую финансовую экспертизу. Только в этом случае нефтяные деньги будут использоваться максимально эффективно, и экономика РФ будет демонстрировать устойчивый рост…
– Низкие цены на нефть не слишком сильно влияют на общее состояние мировой экономики, – считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. – Все же глобальное хозяйство не сводится к одной нефти, и находится в состоянии перманентной стагнации – или депрессии. Да, отдельные отрасли этого хозяйства менее депрессивны, но пытаться решить глобальные экономические проблемы за их счет – это пытаться латать Тришкин кафтан.
Фундаментальные причины нынешнего кризиса, на мой взгляд, заключаются в том, что в мире закончился процесс глобализации. Фактически, капитализм себя изжил, поскольку его развитие предполагает внешнюю экспансию за счет расширения рынков. Глобализация закончилась – и процесс расширения рынков тоже завершился.
Поэтому обсуждать перспективы мировой экономики, исходя лишь из цен на «черное золото» – в корне неверно. В этом смысле и прогноз Всемирного банка – во многом гадание на кофейной гуще. Например, его аналитики измеряют мировой ВВП в денежных единицах, тогда как деньги давно перестали быть точным инструментом измерения. Я, например, вообще не использую финансовые показатели для оценки тенденций в экономике – и считаю такой подход единственно правильным.
Эксперты ВБ говорят об ускорении роста глобального хозяйства на 0,4% в 2015 году. Но что такое, на деле, означает эта цифра? Это величина статистической погрешности – и не более того.
Меня в этой ситуации гораздо больше интересуют другие вопросы: какие меры собирается предпринять наша власть, чтобы защитить российскую экономику от мировой депрессии? Это тем более актуально, что Россия находится на периферии глобальной экономики, в зоне, где депрессивные процессы проявляются наиболее остро. Более сильные игроки всегда пытаются переложить последствия депрессии на более слабых – в нашем случае, на Россию.
Если в такой ситуации РФ не будет закрывать собственную экономику, ничего хорошего нас не ждет. И, конечно, нам, как и другим странам, нужна новая экономическая модель – не капиталистическая. Кто раньше это поймет, у того больше шансов на выживание…

Источник: http://svpressa.ru/economy/article/109830/




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация