ВЛ / Статьи

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России

0
17-07-2015, 16:00...
1 091
 

17 июля 2015 года исполняется 99 лет со дня рождения морской авиации России

99 лет назад – 17 июля 1916 года – русскими лётчиками была одержана знаменательная победа в воздушном бою над Балтикой в рамках Первой мировой войны. Примечателен тот факт, что речь идёт о гидросамолётах М-9 авианесущего корабля «Орлица». Именно этот факт и послужил отправной точкой для того чтобы 17 июля в календаре праздничных дат определить как день рождения отечественной морской авиации. 

Гидросамолёты М-9 могут по праву считаться «прадедушками» современных самолётов морской авиации Военно-воздушных сил России. М-9 создал знаменитый русский авиаконструктор Дмитрий Григорович – уроженец Киева, который использовал технологии, применённые при конструировании авиационных прототипов гидросамолёта М5-М-8. Дмитрий Павлович Григорович – родственник писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, известного по публикациям в «Литературной газете», «Северной пчеле», «Отечественных записках» и других литературных издания, в том числе и в соавторстве с Николаем Некрасовым и Фёдором Достоевским.

Авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович получил по тем временам блестящее инженерное образование. Первый его этап – окончание реального училища, затем обучение в Киевском политехническом институте. Сразу же после окончания Киевского политеха Григорович стажировался в университете бельгийского (валлонского) Льежа. После стажировки за рубежом Дмитрий Григорович работал сначала на журналистском поприще, после чего (в 1912 году) был назначен на руководящую должность на питерском заводе «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С.Щетинин и К». Именно в Петербурге молодой авиаконструктор создал первый в мире гидросамолёт (М-1), который был назван «летающей лодкой». 

Важным конструкторским достижением Дмитрия Григоровича можно считать самолёт М-5, представлявший собой биплан, созданный из дерева. Технические характеристики М-5, на основании которого и разрабатывался М-9, принесший победу в 1916 году, были следующими: 

Размах крыльев – 11,5 м, общий вес – 660 кг, полезная нагрузка – 300 кг. Мощность двигателя – 100 л.с. Максимальная скорость – 105 км/ч (по другим данным - 128 км/ч). Первый боевой вылет М-5 состоялся 12 апреля 1915 года, а серийная постройка этих надёжных по тем временам самолётов продолжалась и после распада Российской империи – до 1923 года. 

За создание более тяжёлого гидросамолёта М-9 Морской генеральный штаб представил Дмитрия Григоровича к награде – ордену Святого Владимира IV степени. 

Мощность двигателя М-9 составляла уже 150 л.с. Имелась функция водяного охлаждения, что тоже можно считать конструкторским прорывом, ведь до этого момента охлаждение велось исключительно воздушным путём. Носовая часть М-9 имела особый отсек, из которого можно было вести пулемётный или пушечный огонь. Это также являлось новшеством для своего времени. 

Стоит отметить, что союзники Российской империи в Первой мировой войне, узнав о впечатляющих характеристиках М-9 конструкции Григоровича, сделали заказ на приобретении таких гидросамолётов. Британия пошла ещё дальше и запросила у властей России чертежи для приобретения, мотивируя это тем, что Лондон будет создавать эти же самолёты на своих мощностях для «оказания помощи России в борьбе с Германией». В итоге в США были проданы несколько М-9, а в Британию – не только чертежи Григоровича, но и вся техническая документация по производству и обслуживанию этой уникальной на тот момент военной техники. 

Самого Григоровича это нисколько не смутило, и он продолжил работу над новыми моделями морской авиации. Очередным его выдающимся достижением стала разработка самолёта «СУВП» - самолёт с укороченными взлётом и посадкой. Этому самолёту так и не суждено было попасть в серию, но зато на основе технологий Григоровича были созданы другие подобные авиамашины, которые могли садиться на малые аэродромы. Со временем конструкция была усовершенствована, и некоторые её принципы были заимствованы для создания технологии палубной авиации, когда и взлёт, и посадка должны проводиться на сверхмалых площадях (палубе корабля).

Первый отечественный отдел морской авиации был создан 4 апреля 1932 года. Шло его создание при штабе морских сил Дальнего Востока. Первое боевое крещение авиация Тихоокеанского флота получила через 6 с половиной лет – в августе 1938 года во время боёв о озера Хасан.

В ходе Великой Отечественной войны авиаторами-тихоокеанцами были потоплены два эсминца, четыре танкера и свыше 30 транспортных судов противника. 

За мужество, отвагу и боевые заслуги 8 частей были преобразованы в гвардейские, 2 дивизии и 3 полка удостоены почётных наименований. 15 лётчикам морской авиации было присвоено звание Героя Советского Союза. В послевоенный период авиация Тихоокеанского флота стала реактивной, всепогодной, ракетоносной.

Сегодня морская авиация условно подразделяется на два вида: на корабельную и авиацию берегового базирования. Выделяется также противолодочная авиация (в качестве примера можно привести самолёты Ту-142, Ил-38), используемая не только для поиска и слежения за подводными лодками потенциального противника, но и для их эффективного уничтожения.

Есть в морской авиации поисково-спасательный сегмент и военно-транспортные сегмент, представленные такими единицами как Ка-27, Ан-26, Ил-18, Ми-8. Палубные вертолёты Ка-27 используются для целеуказания во время поиска и уничтожения субмарин, отражения атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет.

На протяжении последних лет экипажи морской авиации РФ систематически участвуют в учениях, совершенствуя выучку. Так, весной на авиабазе Елизово и на северо-востоке России прошли лётно-тактические учения с отрядом самолётов и вертолётной эскадрильей. В учениях были задействованы самолёты Ил-38 и вертолёты Ка-27. Увеличение числа и интенсивности таких учений не может не радовать людей, для которых судьба морской авиации России небезразлична. 

«Военное обозрение» поздравляет отечественную морскую авиацию с 99 годом рождения и выступает с наилучшими пожеланиями в адрес всех тех, кто к морской авиации России причастен.
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация