ВЛ / Статьи

О польской «культуре» и историческом бескультурье

0
6-07-2015, 00:00...
1 341
 

О польской «культуре» и историческом бескультурье

В 1960-х польский политический публицист Ежи Гедройц основал в Париже журнал «Культура». Взгляды журнала отличались от мнений остального спектра польской политэмиграции на Западе тем, что предусматривали возможность создания независимой Украины, Литвы и Белоруссии.

Гедройц и его единомышленники призывали поляков порвать с имперским прошлым, отпустить Киев, Минск и Вильно в свободное плавание, а не мечтать об их возвращении в состав новой Речи Посполитой, которая могла бы появиться после распада СССР. На страницах «Культуры» отстаивалась точка зрения, что польский империализм для украинских, белорусских и литовских патриотов — то же самое, что и империализм советский или российский, поэтому только поддержка Варшавой отрыва от СССР этих республик и наделение их суверенным статусом позволят полякам превратиться в друзей этих народов. Эта доктрина получила наименование ULB (т.е. «Украина — Литва — Белоруссия»). Страны ULB должны были отгородить Польшу от России, превратившись в буферную зону.

Естественно, что побочно подразумевалось, что эти страны будут политически зависеть от более мощной Польши и, даже будучи независимыми де-юре, де-факто будут находиться под контролем Варшавы. Ежи Гедройц так проникся идеей польско-украинского примирения, что водил дружбу с откровенными военными преступниками, например, с украинским эсэсовцем Владимиром Кубийовичем.

Сегодня, когда, несмотря на поддержку Польшей нелегитимной киевской власти, украинские националисты предъявляют полякам территориальные претензии («Украина от Сана до Дона»), среди противников некритичной поддержки Варшавой Украины появился термин «укушенные Гедройцем»: это те, кто не видит суровых реалий, будучи очарованы политическими сказками старика Ежи.

Журнал «Культура» выходит до сих пор. Более того, он имеет уже и русскоязычную версию. Ряд материалов, действительно, выполнены на высокопрофессиональном уровне, но нередко попадаются и такие, которые больше схожи на пропагандистские фальшивки, выполненные на не менее высоком уровне. Часть их них — свежие, часть — перепечатки из прессы 1950-1970-х гг.

Конфликт на Украине в таких материалах преподносится, как следствие политики России, как будто не было нападений на милицию в Киеве и политических убийств в исполнении проплаченных Западом активистов «евромайдана». Видимо, сказывается дань взглядам Гедройца, благосклонно взиравшего на украинский национализм.

В статье «Угроза национализмов» (перепечатка из эмигрантской «Русской мысли» за 10 июня 1976 г.), беседа И. Чапского с К. Померанцевым, одним из собеседников проталкивается мысль, что национализм — порождение русского коммунизма и германского нацизма. Натянутость таких аргументов в отношении коммунизма очевидна, но «Культура» все равно скармливает русскоязычному читателю эту версию.

Потакания коммунистов националистам ограничилось разделением триединого русского народа, отделением от него украинцев и белорусов (что не могло не нравиться полякам) и политикой украинизации (белорусизации) в 1930-х. Это тоже устроило бы польских зарубежных стратегов, хотя их и не устраивало, что Украина и Белоруссия не были «независимыми».

В статье масса передергиваний (упомянут даже набивший указ Валуева о «запрещении печатания книг по-украински», хотя смысл указа был совершенно иной). Но журнал Гедройца не удосуживается детально объяснить этот исторический момент.

Ни слова собеседники не говорят о вкладе Польши в возникновение украинского национализма. Почему именно на русско-польском пограничье возникло такое явление, как бандеровщина? Почему Польша была единственной приграничной страной, которая планомерно занималась взращивание чудовища украинского национализма? Почему этим не занимались ни словаки, ни венгры, да и вклад румын в становление человеконенавистнической идеологии украинского национализма куда более скромен, чем вклад Польши?

Украинский национализм — это украинская этническая версия нацизма. Гедройц и его «Культура» несут прямую ответственность за культ ненависти и агрессии, который ныне царит на Западной Украине, как и все авторы «Культуры», пропагандировавшие на ее страницах свои взгляды.

В статье говорится о необходимости русско-польского примирения, но все причины и следствия перевернуты с ног на голову, переплетены в клубок ложных теорий и лозунгов. Русскоязычному читателю внушается мысль, что вся беда — в России, и это Россия должна прозреть и покаяться. Национализмы, кровопролития — все это преимущественно случилось, разумеется, из-за России.

Песня эта стара, и Гедройц не первый, кто ее запел. Но имеет ли право приятель украинских эсэсовцев провозглашать высокоморальные тезисы? И почему мы должны мириться с его искаженной версией происхождения и развития украинского национализма, веками вскармливаемого Польшей ради достижения своих геополитических целей?

К сожалению, Варшава несет прямую ответственность за возрождение неонацизма на Украине, потому что после развала СССР польский политикум взял на вооружение идеи Гедройца, для которого нацист и неонацист — это не враг, а союзник.

Канадско-украинский историк, ныне покойный Виктор Полищук писал о том, как Гедройц отказывался печатать его статьи, разоблачавшие звериную сущность украинского национализма.

Мои попытки связаться редакцией «Культуры» и донести до ее читателей иную точку зрения тоже окончились неудачно. Свобода слова по Гедройцу в действии.
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация