Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Наша школа и наши дети

3-07-2015, 06:00
...
536
 

Наша школа и наши дети

Дети — основа нашей национальной безопасности. Государству пора уже навести порядок со школьным образованием, где сегодня чехарда программ, способов обучения, а заодно и влияния на умы будущего поколения. Стало известно, что депутаты Государственной Думы России готовят законопроект о введении в России единой образовательной программы, по которой будут обязаны учиться во всех общеобразовательных школах.

Надо спасать наших детей, будущее поколение россиян в опасности! Именно так я считаю. Раньше мы шли в первый класс и ощущали ту несравнимую радость от познания нового. От буквы "а", напечатанной особенным шрифтом, приятным для взгляда. Сейчас дети, приходя в школу, уже должны бегло читать, хорошо считать. Тогда для чего школа? И как она вообще возникла в России? С чего всё началось?

Первые школы

Обычная историография считает, что первая школа появилась ещё в 10 веке: князь Владимир открыл государственную школу для 300 учеников. Традицию отца-правителя продолжил его сын — Ярослав Мудрый: он приказал обучать детей не только в Киеве, но и в других городах: Суздале, Переяславле, Новгороде, Чернигове.

Очевидно, учились в таких школах дети из элитарного круга.

Централизованное обучение детей в начальной школе началось ещё при Петре I, который издал "Духовный регламент", где указывалось в обязательном порядке создавать при православных монастырях и архиерейских домах так называемые всесословные училища. Это произошло в 1721 году, и только в 1864 году в сельской местности при церковных приходах также начали открываться школы со сроком обучения от трёх до пяти лет.

Первые воскресные школы появились в 1858 году. Идея их открытия принадлежит профессору Петербургского училища правоведения П.В. Павлову.

До революции зарплата учителя составляла 52 тысячи рублей, образовательный бюджет равнялся более чем 71 миллиарду рублей.

Единого мнения об уровне образованности населения в дореволюционной России до сих пор нет. Многие документы, свидетельствующие об этом важном факте, были уничтожены в годе революций и войн. В зависимости от общественно-политического строя принято умалять заслуги своих предшественников в угоду политической конъюнктуре. Поэтому вопрос правильной оценки остаётся до сих пор открытым.

Советские историографы придерживались той точки зрения, что образование в дореволюционной России было элитарным. Не каждый человек мог позволить себе отправить своё чадо в гимназию. Обычно туда ходили дети представителей среднего класса — чиновников, купцов, дворян и т.п. В целом уровень образования в пересчёте на душу населения был низким: большинство людей оставались за уровнем бедности и необразованными. Учёные в качестве реперной точки для подсчета взяли 1897 год, когда были опубликованы статистические данные о результатах государственного мониторинга в сфере образования. Оказалось, в России только чуть более 21 процента людей можно было причислять к имеющим знания. Причём образованных мужчин было практически вдвое больше (29,3%), чем женщин (13,1%).

Согласно второй версии, уровень образованности был намного выше как среди элитарных кругов населения, так и среди простого населения, и опубликованные статистические данные не совсем верно отображают реальную картину.

Впрочем, после общероссийской переписи государственные чиновники забеспокоились, и в срочном порядке был принят указ об открытии школ в земствах. Причём расходы на обустройство выдавались в качестве кредитов, размер которых увеличивался ежегодно: например, кредиты на открытие церковных школ выросли с 2,5 миллиона рублей в 1894 году до 13 миллионов в 1904 году. Не отставал от графика роста и министерский бюджет: Министерство народного просвещения тратило средств в год от 22 до 42 миллионов рублей. 

Все эти меры позволили увеличить количество обучающихся в церковно-приходских школах. Также в учёбу активно вовлекали девочек, которым грамота, как считали некоторые матери, не особо была нужна. Однако у прекрасного пола нашёлся защитник в лице тульского губернатора, который специально подготовил на эту тему докладную записку на имя императора Николая II, в которой описал, какие неблаговидные последствия для общества влечёт женская безграмотность, и поэтому просил особое внимание уделить именно женскому образованию. Записка получила высшее одобрение. Благодаря этой записке впервые в России был учреждён женский медицинский институт. Однако он просуществовал до царствования Александра III и был закрыт с грозной резолюцией за слишком революционные настроения, бродившие тогда в женских умах.

Но в России до 1912 года не было всеобщего бесплатного начального образования. И только революционные события 1905 года, Русско-японская война и наконец реформы, подвигнули кабинет министров на принятие столь важного решения. По капельке принимались соответствующие положения: в 1908 году устанавливалось бесплатное начальное образование, в разы увеличивалось государственное финансирование на открытие новых школ. Дети, которым повезло учиться в 1910 году, могли рассчитывать на бесплатное четырёхлетнее образование.

Казалось, всё движется в сторону положительного решения, и Россия наконец-таки сможет бесплатно и повсеместно обучать своих детей. Однако что-то в государственных кулуарах не заладилось, и решение о законопроекте о всеобщем начальном образовании, принимавшееся с 1 ноября 1907 года по 6 июня 1912 года, так и не было принято. Одна из версий: ведомства, причастные к системе образования, так и не смогли договориться о порядке и размерах финансирования народных школ. Согласно законопроекту, предлагаемому правительством в течение двух лет, органы местного самоуправления должны были сформировать сеть школ; количество школ определялось в зависимости от территории: одна школа — в радиусе трёх верст; обучение — бесплатное; кредиты полагалось направить на оплату и дополнительное вознаграждения учительского труда.
Однако депутаты Думы настояли на том, чтобы в документ были внесены поправки, касающиеся введения всеобщего начального образования и определено не два года, как предлагало правительство, а 10 лет в качестве сроков. Государственный совет снова вернул двухлетний срок. Дума не согласилась. Государственный совет не согласился с Думой. Вся эта чехарда привела к тому, что окончательное решение так и не было принято.

Впрочем, всеобщее начальное образование в России было. Посудите сами: в 20 (или 24-х) из 34 губернских земств было принято решение обучать повсеместно и бесплатно. Для этого создались фонды организации всеобщего обучения.

Несмотря на это, в «Объяснительной записке к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» указывается на высокий уровень начального образования: «Русская начальная народная школа до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же, поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства народного просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства».

К 1915 году число учеников составляло 8 миллионов ( в 1911 году — 11 миллионов).

В 1914 году расходы на образование на душу населения в России составили около 3 рублей 70 копеек. Для сравнения: в Англии на одного человека тратили 2 руб. 84 к. , во Франции — 2 руб. 11 к., в Германии — 1 руб. 89 к. 

В 1913 году бюджет Министерства образования — 142 738 715 рублей (около 71,5 миллиарда рублей на нынешние деньги). По сравнению с 1906 годом он увеличился почти в два раза. В 2013 году образование получило 558 млрд. руб., в 2014 году — 499 млрд. руб.

Выходило 304 педагогических журнала.

Заработная плата учителя в среднем составляла 52 тысячи рублей (в пересчёте на сегодняшнее время).

Для сравнения приведём данные о расходовании средств после Октябрьской революции: в 1925-1926 учебном году на образование израсходовано 520 000 рублей, 1926-1927 выделено было 691 000 рублей; на следующий год — 895 000; в 1928-1929 бюджет, наконец, перевалил за миллион рублей и составил 1 123 000; в 1929-1930 годах израсходовано 1 781 000 руб. Дореволюционных миллиардов, как видим, нет и не предвиделось.

За первой казачьей школьной скамьей

Школьные парты во времена Матвея Платова делали особые — с наклоном, откидной крышкой, с углублением под чернильницу, потайным ящиком для сумки и подставкой для ног. Это было очень удобно. Мне довелось посидеть за такой партой. Даже взрослому человеку можно здесь уместиться и разглядеть царапинки, мелкие выбоинки, которые оставили школяры: даже сквозь краску, старательно нанесенную на поверхность, проглядывает беззаботная школьная жизнь. 

Новое время приносило новые веяния. Сегодня школьные парты, как и образование, стали другими. Так и должно быть. Но вот загадка — почему мы снова и снова обращаемся в прошлое, что мы так хотим узнать и понять для себя? Чего нам не хватает в образовании, в сегодняшней нашей жизни? Опоры?

Раньше детей обучали грамматике, арифметике, французскому, немецкому языку, рисованию. Мальчики в свободное от классных занятий время обучались кавалерийскому строю, приемам ружейным, шашкою и пикою, сборке и разборке казачьей винтовки и гимнастике. Одновременно со строевым образованием они учились петь боевые песни. Сегодня это, скорее, факультативные занятия, которые помогают лучше понять свою историю.

Обучение в годы Великой Отечественной

Дети переставали быть детьми в годы войны. Они становились солдатами и несли наравне со взрослыми все тяготы и лишения. Школы перестраивались и тоже вставали под "ружьё": по данным на начало 1941 года, около 3000 школ были отданы под военные нужды. Оккупанты разрушили более 82 000 школ.

Введение всеобуча, раздельное обучение на мужские и женские школы, пятибалльная система оценок, трудодни, семилетнее образование, приём в школы с семилетнего возраста, школьные интернаты, школы сельской и рабочей молодёжи, введение знаков отличия для учителей, экзамены на получение аттестата зрелости, золотая и серебряная медали, основы военной подготовки, продлённые дни ("продлёнка"), введение ученического билета — всё эти новшества воплотились с 1942 по 1944 годы и стали нормой сейчас. Хотя есть одно большое отличие: сейчас в 15 лет ты ещё подросток, а в годы войны — мужчина.

Особое внимание уделяется духовно-патриотическому воспитанию — дети читают былины "Застава богатырская" или отрывок из книги "Война и мир". Так или иначе, но каждый урок должен был научить детей ориентироваться в годы войны: знание моторов, двигателей, умение ходить по компасу. Если ребёнок заболел, то учитель должен был заниматься с ним дома или к нему направлялись подшефные комсомольцы или пионеры. В штате Министерства образования появились инспекторы, обеспечивающие контролирующие функции и проверку качества обучения.

Сегодня: быстро, быстро, быстро

1 сентября мы пойдём в школу. И, как это обычно бывает с крайне беспокойными родителями, я принялась выяснять, чему же и как будут учить наших детей в 2015-2016 году. В нашей округе четыре школы, куда мы можем гипотетически пойти учиться. Почему гипотетически? А потому, что два года назад был издан указ о жёсткой привязке ребёнка к своему месту жительства: он должен идти в школу по своей прописке. Если же родителей по какой-то причине не устраивает их близлежащая школа, то можно попытать счастья в других школах.

Выбор школы — это выбор школьной программы, которых существует сегодня великое множество. И снова мы начинаем спор о образовании. Депутаты Государственной Думы снова, как и много лет назад, начали внедрять свои идеи: они предлагают ввести единые учебные программы и единые учебники по ключевым предметам. "52 тысячи российских школ создали 52 тысячи различных программ", — отмечается в пояснительной записке к законопроекту № 789680-6. Однако в Министерстве образования сложилась совершенно противоположная точка зрения, касающаяся этого вопроса.

"Общественный совет Министерства образования и науки РФ крайне обеспокоен в связи с внесением в Государственную Думу РФ законопроекта № 789680-6, касающегося вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения "общих линеек базовых учебников".

Новые формы обучения

Сегодня многие страны пытаются перестроить свою систему образования. Например, не так давно было высказано предложение о коренной перестройки времени обучения. Некоторые европейские учёные предлагают отменить летние каникулы, мотивируя это тем, что раньше летние каникулы привязывались к земледельческим работам: дети помогали своим родителям работать в поле. Но от привязки к крестьянскому труду пора уже избавляться, считают учёные мужи и предлагают по-иному взглянуть на традиционный график школьных занятий: прибавить больше отдыха в зимнее и осеннее время, а количество летних каникул резко сократить. Дети за три месяца очень многое забывают, и с ними приходится повторять заново пройденный материал. 

Впрочем, с этой точкой зрения учителя не согласились и крайне жёстко раскритиковали новаторство.

Детские сады и школы с казачьим узором

В Ростовской области провели уникальный в своем роде эксперимент по созданию выверенной непрерывной системы казачьего образования от малого до велика. Можно сказать, что этот эксперимент прошел удачно: перестройка произошла настолько органично и постепенно, что не доставила никому боли и обид, как это часто бывает при смене образовательных эпох.

Новая донская образовательная казачья эпоха создала 200 образовательных учреждений различного уровня с региональным статусом казачьих, где обучаются свыше 30 тысяч человек. Среди них — 56 детских садика, в которых разработаны специальные программы: детки знают, как готовили в казачьих куренях, как в люльках убаюкивали младенцев, какие им пели песни, во что играли дети в прошлом веке. Так постигается история и культура Донского края.

В четырех казачьих кадетских корпусах — в Новочеркасске, Шахтах, Белой Калитве, Аксае — обучается 970 кадетов, среди которых — сироты и опекаемые, дети из неполных и малообеспеченных семей. Попасть в кадетский корпус непросто: при поступлении высокий конкурс: десять человек претендуют на одно место. 

Сеть кадетских корпусов в регионе расширяется. Временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области Василий Голубев одобрил проект создания очередного корпуса, благодаря этому в Орловском районе уже с сентябре этого года будут воспитывать 240 кадетов. До 2020 года на Дону появится еще пять новых кадетских корпусов.

"Казачье образование нацелено на работу с душевным состоянием молодого человека, укреплению его нравственных и моральных принципов, ориентацию на высокие достижения", — говорится в уставе корпуса. 

— У казака не может быть нормально, должно быть отлично, — сказал воспитанник кадетского корпуса своему товарищу, и эта фраза мне запомнилась особенно ясно.

Процент успеваемости растет из года в год. Это удивительные цифры: например, половина учеников в Белокалитвенском казачьем корпусе учится на "четыре" или "пять".

О Леночке Коваль: женское начало

Леночка Коваль была прекрасна в своей казачьей форме: думаю, она знала, что на нее обращают внимание, и это ей, конечно же, нравилось. Потому что не может не нравиться женщине любое внимание. А уж тем более такой: девушка в темно-синих казачьих брючках (шароварах) в красно-алой рубашке, в черных ладных сапогах и в папахе высотой 19 сантиметров, да еще с шашкой. Конечно, во времена Аксиньи и Григория на Дону так женщины не ходили, но сейчас многое изменились, и теперь такая форма одежды для выступлений встречается довольно часто.

Лена стоит в такой одежде под палящим июньским солнцем на стадионе в Вёшенской и готовится к своему выступлению — джигитке с шашкой. В девичьих руках шашка описывает круги, жестко разрезая воздух и поблескивая на солнце холодноватым металлическим клинком. Этому умению девушка и её товарищи уже много лет учатся в кадетских корпусах. 

Однако большинство воспитанниц все же занято более мирным трудом.
"Наши воспитанницы понимают своё главное предназначение — нести миру красоту, любовь, мудрость, доброту и нежность", — такое отношение к миру воспитывают у девочек в Белокалитвенском кадетском корпусе. Девочки живут отдельно: девичьи светелки по особому уютные и милы, есть душевые, кладовые для личных вещей и обмундирования, бытовые и сушильные комнаты, комнаты для досуга. 

Третий сын выжил благодаря кадетскому корпусу

По пыльной хуторской улице шла женщина. Она пьяненько улыбалась, а рядом бежали босоногие ее сыновья, и судьба их уже была предрешена: самый старший, Саша, погибнет на мотоцикле, когда пьяный будет возвращаться из соседнего хутора, второй сын убьёт человека по неосторожности. А третий, Ванечка, будет сидеть рядом с матерью и пить водку. Так их застанет милиция.

— Ничего, пусть пьет, быстрее мужиком станет, — отвечала мать, которая двух сыновей превратила в перекати-поле, в бурьян-траву, что катает по донским полям пыльный ветер. И тут вспоминается, как Шолохов об этом писал: "Как ветер перекати-поле, мечет бесприютная судьба по жизни не нашедшего своего пути Григория Мелехова".

Третьего сына, Ванечку, забрали в детский дом. Ванечка не знал, что к тому времени в Ростовской области стали открываться кадетские корпуса. И казачье образовательное движение, как молодой пшеничный колос, постепенно наливалось силой и прирастало новыми школами и кадетскими корпусами. 

Ванечка попал учиться в Аксайский кадетский корпус, который стал лучшим в России в 2014 году. Он иногда приезжает на побывку домой, и все хуторяне говорят, что приехал "наш кадет" и любуются его ладной формой.

— И слава Богу, хоть один ребенок станет нормальным человеком, — говорят деревенские женщины. 

Украинские школы: наука ненависти

Так хочется сказать: бедная, многострадальная Украина! Что будет с её детьми, воспитанными на уроках ненависти к другим людям? А ведь никто сегодня не вспомнит, что первые воскресные школы, появившиеся в Киеве в 1859 году, были открыты попечителем учебного округа Н.И. Пороговым и поддержаны профессором русской истории киевского университета П.В. Павловым.

"Мы слышали, что в Киеве скоро будут учреждены с разрешения начальства воскресные школы во всех частях города для мастеровых мальчиков и вообще всех неграмотных людей, не имеющих времени в продолжении недели заниматься чтением и письмом", — сообщалось газетой "Киевский телеграф" 23 сентября 1859 года. В первый же день занятий в школу, расположившуюся в помещении дворянского училища на Подоле по Констинтиновской улице, пришли 50 человек.

Сегодня же новое правительство не только урезало русский язык, но и намерено сократить обучение до 9 лет в целях оптимизации бюджета (это заявление появилось в 2014 году). На днях стало известно о другой крайности: детей собираются учить 12 лет. Вводится запрет на дальнейшее обучение в украинских вузах детям, получившими аттестаты в Крыму, ЛНР, ДНР.

В качестве эпилога

…В Вешках мы пробыли совсем немного. И вот что удивительное: за все это время не увидели мы там злых и раздраженных лиц. Да, было жарко, да солнце так раскалилось, будто проверяло всех на прочность. Но ребята терпели, пили прохладную воду из маленьких бутылочек и старательно объясняли, рассказывали о своих судьбах и видении казачьего образования.

— Человек не может жить в этом мире один, — говорили они. — А у нас у всех есть братская поддержка, чувство "локтя". Мы можем рассчитывать друг на друга в самые печальные и радостные дни. Это самое главное.

"Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования". Эти слова принадлежат Дмитрию Ивановичу Менделееву.

Автор Полина Ефимова
 



+5

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация