ВЛ / Статьи

Хочет ли воевать новый президент Латвии?

0
28-06-2015, 18:00...
801
 

Хочет ли воевать новый президент Латвии?

Этой балтийской республикой будет руководить бывший министр обороны

8 июля в Сейме Латвии примет присягу новый президент — Раймонд Вейонис. Сдаст полномочия действующий глава республики Андрис Берзиньш. На днях он дал напутствие преемнику: «Реальность такова: Россия — наш сосед, и нам в любом случае надо искать способы для развития добрососедских отношений между нашими странами. И я считаю, что мы и сегодня остаемся хорошими соседями и что на человеческом уровне наши отношения с россиянами не стали хуже». Гм… Но все же согласитесь — напутствие хорошее. Выполнит ли его Раймонд Вейонис?

Он родился в 1966 году. По образованию — биолог, окончил Латвийский университет. Был депутатом Сейма, министром окружающей среды и регионального развития. С 2014 года — министр обороны Латвии.

Так изменится ли что-то во взаимоотношениях Латвии и России с появлением нового человека у руля республики? С этим вопросом корреспондент «Свободной прессы» обратился к политологу Юрию Долинскому, специализирующемуся на прибалтийской тематике.

— Думаю, никаких подвижек не произойдет, — говорит Ю. Долинский. — Ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения. Россию по-прежнему будут подозревать в «имперских амбициях», обвинять в ведении информационной и экономической войны. И по-прежнему будут клеить ярлыки «пятой колонны» политическим и общественным организациям, выступающим за добрососедские отношения с Россией и защищающим права русских республики, будут их преследовать. Но и усугубления риторики в межгосударственных отношениях не будет. Впрочем, она и так не радует…

«СП»: — А почему вы считаете, что не будет ухудшения? Ведь Вейонис был министром обороны, не раз делал антироссийские заявления, а уходящий президент Андрис Берзиньш пытался искать какие-то компромиссы в отношениях с нашей страной. До их пор говорит о необходимости добрососедских отношений, уверял, что военной угрозы со сторон России нет. В отличие от литовского и эстонского президентов, сразу отказавшихся от участия в торжествах в Москве по случаю 70-летия Победы, долго колебался, за что его ругали правые, и под этим давлением не поехал. Кстати, они не раз высказывали подозрения в его якобы пророссийской ориентации и даже намекали на досрочную отставку. Напомню еще, что Берзиньш ездил на Олимпиаду в Сочи в отличие от своих прибалтийских коллег…

— А вы заметили, что несмотря на такую умеренную прагматичную позицию Берзиньша, Латвия все равно в фарватере антироссийской внешней политики?

«СП»: — Да. Но это же под давлением…

— Коридор его возможностей узок, и это по Конституции Латвии, весьма ограничивающей деятельность президента, а уж тем более если он — против правящего большинства парламента. Дело в том, что президента в Латвии выбирает Сейм. Элита не собирается отказываться от такой привилегии, возражает инициаторам проведения всенародных выборов. Правящее большинство парламента, которое традиционно — с правым и националистическим уклоном, выбирает удобную, компромиссную для себя фигуру, не может позволить, чтобы главой государства стал «случайный человек». Собственно, об этом прямо и говорят, утверждая, будто в случае всенародного избрания у руля может встать «пророссийский политик». И если все же компромиссная фигура «брыкается», то ее возможности ограничены интересами правящих сил — политическими, экономическими, финансовыми. Вторые парламентские выборы подряд выигрывает партия «Согласие» под руководством мэра Риги Нила Ушакова, четко ориентирующаяся на добрососедские отношении с Россией. Однако ей не дают права формировать правительство, хотя в любой стране президент поручает это именно победившей партии. И вот, несмотря на свою умеренную позицию, и Андрис Берзиньш поручил формирование кабинета не «Согласию», а той же правящей правоцентристской партии «Единство», и в коалицию вошло в том числе радикальное Национальное объединение, которое называет русских Латвии «оккупантами», а Россию — «агрессором». Такая двоякая позиция Берзиньша привела его к потере поддержки со стороны и правых, и «Согласия». И он не пошел на второй срок.

«СП»: — Вы хотите сказать, что позиция бывшего министра обороны тоже не имеет особого значения, да к тому же совпадает с позицией правящего большинства, поэтому ничего и не изменится?

— Не совсем так. Раймонд Вейонис относительно умеренная фигура. Относительно, повторяю. С одной стороны, ему присуща «военизированная» риторика. Например, в период избирательной кампании он утверждал, что в случае нападения на Латвию призовет защищать свою страну и сам будет в первых рядах, и «НАТО нам всегда придет на помощь». Страну он, правда, не назвал, но все понимают: речь о России. Но в его выступлениях проявлялись противоречия. Например, он говорил, будто Россия готовит «гибридную войну», но в то же время не соглашался с министром обороны Великобритании Майклом Фаллоном, утверждавшим, будто Владимир Путин представляет угрозу странам Балтии. Выступил Раймонд Вейонис и против возобновления обязательного военного призыва. Этот вопрос возник после того, как призыв восстановили в соседней Литве. А сейчас, перед назначением на должность, Вейонис обозначил главные шаги после принятия присяги - он намерен сформировать комиссию по народному хозяйству, чтобы работать над моделями развития экономики Латвии. Хочет провести налоговую реформу.

«СП»: — Это как-то не очень сочетается с представлениями о министре обороны.

— А распределение постов — результат межпартийных договоренностей. Он же никакой не военный. Это политическая должность. К тому же Раймонд Вейонис — представитель Союза «зелёных» и крестьян. А там один из лидеров — мэр Вентспилса Айвар Лембергс, один из богатейших людей Латвии, не раз выступавший в пользу добрососедских отношений с Россией. По мнению экс-президента Латвии Вайры-Вике Фрейберги, он как раз и мог повлиять на избрание Вейониса.

«СП»: — Что-то не совсем понятно: с чего вдруг как бы пророссийский политик станет поддерживать кандидатуру министра обороны?

— Политика — это искусство возможного, да и все познается в сравнении. В какой-то момент на пост президента Латвии рвался европарламентарий, экс-министр обороны Артис Пабрикс. Ну, это очевидный ястреб, большой почитатель ветеранов Латышского легиона СС. В конечном счете Национальное объединение пыталось продвинуть своего кандидата, у которого были шансы — судью Европейского союза Эгилса Левитса, известного, в частности, такой фразой: «Латвия может быть только латышской. Иначе она не нужна!». А ведь в Латвии только русских около 30 процентов. То есть если бы Сейм выбрал радикального политика, тот все-таки мог бы оказать негативное влияние, просто подливая масла в огонь противоречий…
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация