ВЛ / Статьи

Российский флот сегодня возвращает утерянный океанский статус

0
27-06-2015, 14:02...
1 817
 

Российский флот сегодня возвращает утерянный океанский статус

К началу XXI века иностранные военные аналитики почти списали со счетов российский ВМФ, хотя боевая мощь советского флота находилась на одном уровне с американскими ВМС. В конце 1990-х государственное финансирование кораблестроительных программ почти прекратилось и судостроители выживали за счет экспортных контрактов. С середины 2000-х государственный оборонный заказ (ГОЗ) постепенно увеличивался, и к 2007 году объем бюджетного финансирования судостроителей уже превышал их выручку от экспорта.

Однако по-настоящему масштабный рост ГОЗ начался с принятием третьей в постсоветской истории Государственной программы вооружения – ГПВ-2020, начавшейся в 2011 году. Увеличение ГОЗ по всем видам ВС РФ продолжалось непрерывно с 2011 по 2014 год, и данный тренд сохранился при утверждении бюджета 2015 года. По оценкам Центра анализа стратегий и технологий, уровень расходов на оборону в России достигнет в этом году отметки в 4,2%.

«Стабильное финансирование позволило активизировать судостроительную отрасль, что привело к закладке целой серии современных кораблей. Программа строительства новых кораблей и подводных лодок до 2020 года стоимостью примерно в $132 млрд (это четвертая часть всех ассигнований на модернизацию Вооруженных сил) говорит о серьезности намерений российских властей.

Несмотря на то что отрасли все еще присущи многочисленные недостатки, существуют явные признаки того, что Россия намерена выполнить амбициозную кораблестроительную программу. Не менее важно, что российский флот снова выходит в океан», – отмечает американское издание National Interest. Оно же утверждает, что бюджет российского кораблестроения на 2015 год достиг почти половины от соответствующего уровня в США.

В рамках ГПВ-2020 российский ВМФ должен получить новые типы подводных лодок: ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) типа «Борей» с 16 баллистическими ракетами на борту, ударные атомные подводные лодки (АПЛ) типа «Ясень» для атаки на подлодки (ПЛ) и надводные корабли (НК) противника, дизельные ПЛ типа «Лада» для противолодочной обороны и универсальные ПЛ типа «Кило» (модификация «Варшавянки») для вооружения Черноморского флота и поставок на экспорт.

Подлодки типа «Борей» призваны обеспечить паритет ядерных сил и стать основой морской компоненты стратегической триады. «Ядерное сдерживание продолжает играть ведущую роль в российском стратегическом мышлении – не только по причине отставания в обычном вооружении, но также как одна из немногих оставшихся характеристик сверхдержавы, ставящих Россию на один уровень с США», – прокомментировала российскую кораблестроительную программу эксперт Норвежского института оборонных исследований Катаржина ЗЫСК.
 

Российский флот сегодня возвращает утерянный океанский статус

 
В 2013 году в состав ВМФ был принят головной РПКСН проекта 955 («Борей») – «Юрий Долгорукий». Ходовые испытания проходят второй и третий корабли серии – «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а к 2020 году запланировано принять на вооружение 8 подлодок данного типа. К 2020 году в состав ВМФ должны войти и 8 АПЛ проекта 855 («Ясень»). Пока постройка идет с большой задержкой – головная лодка «Северодвинск» принята только в опытную эксплуатацию ВМФ, две другие АПЛ еще строятся. Строительство ПЛ проекта 677 («Лада») будет ограничено тремя кораблями, кроме того, продолжится строительство модернизированных лодок проекта 636 («Кило») как для российского ВМФ, так и на экспорт – в Индию, Вьетнам и Алжир.

ПЕТЕРБУРГ БЕРЕТ СВОЕ

В середине марта этого года на «Адмиралтейских верфях» состоялась закладка третьей ПЛ проекта 677 «Лада» – «Великие Луки». У этого проекта непростая судьба: головная подлодка «Санкт-Петербург» была спущена на воду в 2004 году, но принята в опытную эксплуатацию ВМФ лишь в 2010-м. Бывший главком ВМФ Владимир ВЫСОЦКИЙ публично критиковал конструкторов субмарины за повышенную шумность и утверждал, что флот не нуждается в кораблях данного проекта. Решение о серийном строительстве в рамках ГОЗ было принято новым главкомом – Виктором ЧИРКОВЫМ – в 2012 году.

К 2020 году в состав ВМФ должны войти две ПЛ – «Кронштадт» и «Великие Луки». «Лодка «Великие Луки» будет строиться по модернизированному проекту и будет более мощной», – отметил на церемонии ее закладки губернатор Петербурга Георгий ПОЛТАВЧЕНКО. Он добавил, что в 2013 году объем ГОЗ на предприятиях Петербурга вырос в 1,5 раза и все оборонные предприятия города сегодня имеют полный портфель заказов.

«Согласно мониторингу, который мы проводим среди 75 основных исполнителей ГОЗ, его объем в 2014 году на 31,5% превысил уровень 2013-го. Это с учетом заключенных прямых контрактов с Минобороны России и контрактов с головными исполнителями. По последним данным, объем ГОЗ, выполняемый петербургскими предприятиями в 2015 году, сохраняется», – подтвердил слова своего руководителя председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим МЕЙКСИН.

Как сообщил ТАСС, в 2015 году на Северной верфи уже заложены два серийных корвета – «Ретивый» и «Строгий». Адмиралтейские верфи планируют передать ВМФ подлодки проекта 636 «Старый Оскол» и «Краснодар», а также судно-спасатель «Игорь Белоусов». Средне-Невский судостроительный завод передаст заказчику корабль противоминной обороны.

Модернизированная подводная лодка проекта 636 типа «Варшавянка» (класс «Кило» по классификации НАТО) обладает высокими боевыми характеристиками благодаря оснащению ракетным комплексом «Клаб», способным вести стрельбу по кораблям и наземным целям. Кроме того, в боекомплект ПЛ могут входить торпеды, которые позволяют наносить удары по подводным лодкам противника. «Русские вкладывают значительные средства в постройку и развитие подводных лодок.
 

Российский флот сегодня возвращает утерянный океанский статус

 
Они видят в этом асимметричный способ противостояния очевидному преимуществу американских ВМС. Если они смогут создать подводный флот действительно высокого класса, подобный тому, что у них был во время холодной войны, это создаст реальную проблему для американских военно-морских стратегов», – утверждает бывший офицер-подводник, а ныне аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок США Брайан КЛАРК.

ФЛОТ ВЫХОДИТ В ОКЕАН

ГВП-2020 предусмотрено масштабное строительство надводных кораблей. В их число входят фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» – пять таких кораблей строятся на верфях Санкт-Петербурга. Еще три корабля планируется сдать ВМФ до 2018 года. На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде заложены фрегаты проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» с темпом сдачи «один корабль в год» до 2016 года.

Выполненный по технологии стелс головной корвет проекта 20380 типа «Стерегущий» принят на вооружение, строятся три других корабля. Согласно ГВП-2020, всего их должно быть построено 18. Кроме того, запланировано строительство значительного числа кораблей меньшего водоизмещения, включая патрульные.

Российский флот сегодня возвращает утерянный океанский статус. Распад СССР привел к быстрому и почти полному исчезновению российских кораблей с океанских просторов, включая Средиземное море. За предыдущие 20 лет они считаные разы заходили в чужие порты с визитами вежливости. Однако теперь ситуация меняется. Главком ВМФ Виктор Чирков неоднократно заявлял о расширении присутствия российского ВМФ в Мировом океане.

Только в 2013 году отечественные корабли совершили почти 100 заходов в иностранные порты, рост по сравнению с 2012 годом составил 15%. Российский флот участвует в совместных учениях с флотами других государств, совершенствуя тем самым боевую выучку и демонстрируя экспортный потенциал кораблестроения. Дальние походы чаще всего совершались в Средиземное море, Северную Атлантику и Северный Ледовитый океан.

Во время холодной войны в Средиземном море постоянно находилось от 30 до 50 советских кораблей. В конце 2012 года министр обороны РФ Сергей ШОЙГУ заявил о том, что «в Средиземном море будет развернута группировка из 10 кораблей, причем в ее состав войдут корабли всех флотов». В связи с гражданской войной в Сирии вблизи ее берегов несли боевую службу тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» и крейсер «Варяг».

Российский флот увеличивает свой состав, укрепляет боеготовность и расширяет присутствие в дальних морях

Адмирал Чирков объяснил, что группировка ВМФ развернута вблизи сирийских берегов для отстаивания российских интересов. Российский флот также расширяет присутствие и в Арктике. В связи с растущим трафиком по Северному морскому пути (СМП) ВМФ восстановил базу на Новосибирских островах. Кроме того, вдоль СМП будет развернуто 10 спасательных центров, а ледокольный флот пополнят три строящихся атомных судна новой конструкции.

ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ

Модернизационный путь российского флота оказался очень трудным. Из-за целого ряда неудачных испытаний твердотопливной баллистической ракеты (БР) «Булава» задерживалось принятие на вооружение подлодок типа «Борей». Головной корвет типа «Стерегущий» не мог быть принят на вооружение из-за проблем с отработкой артиллерийской системы. Недоделки в поставках от смежников, а также инженерные и финансовые просчеты приводили к задержкам поставок кораблей как отечественному ВМФ, так и иностранным заказчикам. Кроме того, при прежнем руководстве Министерства обороны выполнение ГОЗ постоянно срывалось из-за споров по поводу цены того или иного образца.

Тем не менее, несмотря на все сложности и недостатки, российский флот заметно увеличивает свой состав, укрепляет боеготовность и расширяет присутствие в дальних морях. Вице-премьер РФ Дмитрий РОГОЗИН, который курирует в правительстве оборонные отрасли промышленности, уверен, что современные технологии кораблестроения найдут применение и в гражданских отраслях: «Сегодня мы строим атомный подводный флот – как многоцелевой, так и стратегический ракетоносный – такими темпами и с таким качеством, что это вызывает серьезную обеспокоенность у нашего вероятного противника.

Но когда основные задания ВМФ России будут выполнены и военных заказов станет меньше, мы тут же загрузим верфи гражданской продукцией. Помните корабли на подводных крыльях? Снова будем такие делать. Глиссерные суда для Черного моря, шельфовая техника, добычные платформы, суда обеспечения, газовозы, атомный ледокольный флот – все уже распределено по годам, спланирована загрузка на Северную верфь, Балтийский завод, «Звезду» в Большом Камне, Севмаш, «Звездочку». Если мы раскрутили оборонную промышленность, то она с удовольствием и на высоком уровне будет реализовывать и гражданские заказы».

Однако Брайан Кларк пока не видит реальной угрозы американским ВМС со стороны новых российских ПЛ, особенно в конвенциональном конфликте. «У них сегодня не так много лодок, особенно в ударном варианте. Для того чтобы создать действительно реальную угрозу американским ВМС, русским потребуется достаточно продолжительное время. Они могут нанести урон какой-то нашей группировке в локальном конфликте или разведывательно-диверсионной операции, но не в состоянии нанести серьезный удар, который смог бы дестабилизировать наш флот», – уверен отставной офицер американских ВМС.

КОРАБЛИ БУДУЩЕГО

На смену ГВП-2020 придет следующая программа, которая уже готовится к обсуждению на самом высоком уровне. Возможно, в ней найдется место постройке нового эсминца и авианосца. «Мы надеемся получить этот корабль после 2020 года. Проектантом будет Северное проектное бюро. Контракт на разработку такого проекта уже заключен Министерством обороны», – заявил заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор БУРСУК. Он добавил, что конструкторы обсуждают тип энергетической установки корабля: возможно, на эсминце будет установлен атомный реактор.

Бурсук объявил также о том, что после 2030 года в состав Военно-морского флота войдет новый российский авианосец: «В настоящий момент главное командование ВМФ не отказывается от того, что в составе флота должны находиться авианосцы. Планируемый к строительству авианосец будет принципиально новым боевым кораблем большого водоизмещения. Первого авианосца стоит ждать не ранее 2030-х годов, его создание уже спланировано и будет выполнено в соответствующие сроки».

Однако у сторонников действующей и перспективной программ вооружения нашлись оппоненты в лице экспертного сообщества. По мнению сотрудников Центра анализа стратегий и технологий, расходы на модернизацию ВМФ России не должны превышать 15–20% от общего объема ассигнований на ГПВ (то есть от расходов на модернизацию всех видов Вооруженных сил), а значит, они требуют сокращения. «В целом расходы на вооружение и технику ВМФ должны быть жестко ограничены и не превышать 15–20% от общего объема закупок Министерства обороны.

Это должно быть распространено как на вторую пятилетнюю часть ГПВ-2020 (2016–2020 годов), так и на разрабатываемую новую государственную программу вооружения», – говорится в отчете «Государственные программы вооружения Российской Федерации: проблемы исполнения и потенциал оптимизации», подготовленном центром. Как считают авторы отчета, выполнение ГПВ-2020 потребует более значительных расходов, чем запланированные 5 трлн рублей. Поэтому скрупулезное выполнение всей кораблестроительной программы может «оттянуть» еще больше средств у других видов ВС.

Эксперты предлагают совершить «бюджетный маневр», перераспределив ассигнования в пользу Сухопутных войск и ВДВ. «Ситуация является абсолютно ненормальной с точки зрения как геополитического положения Российской Федерации, так и всего исторического опыта развития российских Вооруженных сил и их участия в войнах и вооруженных конфликтах», – уверены сотрудники центра. В целях кардинального сокращения расходов на модернизацию флота они предлагают ограничить строительство РПКСН типа «Борей» 6 корпусами вместо 8. Предлагается также отказаться от строительства АПЛ проекта 885 («Ясень») как чрезмерно дорогих.

Вместо серийной постройки корветов проекта 20380 предлагается разработать вариант более дешевого корабля ближней морской зоны с началом его серийного строительства после 2020 года. При этом постройку нового эсминца и авианосца следует, по мнению авторов отчета, и вовсе отложить до лучших времен. «Крайне высокие требования, предъявляемые к проекту эсминца, включая возможности ПРО и вероятное использование атомной энергетической установки, предопределяют вероятность появления корабля с крейсерскими размерами и громадной стоимостью, который будет заведомо малосерийным и, возможно, повторит участь атомных крейсеров проекта 1144 (типа «Киров». – Прим. ред.). Поэтому целесообразно отложить реализацию данного проекта до уточнения в будущем облика корабля и решаемых им задач», – утверждается в отчете.

Возможно, эксперты слишком далеко зашли в предложениях о бюджетном маневре и сокращении финансирования модернизации ВМФ. Однако Виктор Чирков сам говорил о том, что действующая ГПВ должна корректироваться не через 5 лет, как это происходит сейчас, а уже на 2–3-й год, то есть в ходе реализации. Возможно, тогда удалось бы минимизировать многочисленные задержки в принятии отдельных образцов на вооружение, а также более строго оценивать их стоимость.

Павел Прохоров
 

Источник: http://cont.ws/post/96696





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация