ВЛ / Статьи

Логика ПАСЕ: Россия вы агрессоры, но мы вас попросим остаться…

+5
27-06-2015, 08:51...
1 470
 

Логика ПАСЕ: Россия вы агрессоры, но мы вас попросим остаться…

24 и 25 июня Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюции, в одной из которых было постановлено не возвращать России право голоса в этом органе, а в другой упоминались «российская агрессия» и «оккупированный Крым». Федеральное агентство новостей разбиралось в подоплеке этих решений.

Прежде чем обращаться к данным резолюциям, необходимо вкратце рассмотреть историю взаимоотношений России и ПАСЕ – без этого понять, о чем конкретно идет речь, будет непросто. Итак, Парламентская (изначально – Консультативная) ассамблея Совета Европы была образована в 1949 году, а РФ включилась в ее работу в 1996 году, в момент принятия в Совет Европы. Наряду с другими крупными европейскими странами, наша получила максимальную квоту – 18 делегатов, представляющих законодательную власть.

Однако уже через три года на Россию обрушились обвинения в нарушении прав человека в ходе Второй Чеченской войны, и в 2000 году наша делегация была лишена права голоса. Годом позже это право восстановили. В 2005 году ПАСЕ критиковала дело ЮКОСа, а в 2008-2009 годах – «агрессию» РФ против Грузии и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. До лишения права голоса дело тогда не дошло, хотя это неоднократно обсуждалось. В апреле 2014 года из-за украинского кризиса и присоединения Крыма эта санкция вновь вступила в силу – наряду с лишением РФ некоторых других важных полномочий в ассамблее, в основном связанных с участием в руководящей и мониторинговой деятельности.

В нынешнем январе в связи с ежегодным пересмотром полномочий делегаций этот вопрос бурно обсуждался, и в итоге было решено продлить данную меру до апреля. В ответ глава российской делегации Алексей Пушков заявил об отказе от участия в работе ПАСЕ до конца года и намерении сосредоточиться на взаимодействии по Украине с аналогичным межпарламентским органом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Отметим, что ОБСЕ не только играет ключевую роль в разрешении конфликта и минском переговорном процессе, но и занимает гораздо более объективную и в целом нейтральную позицию. Хотя в связи с недавней отставкой ее представителя по Украине Хайди Тальявини ситуация может поменяться. (Подробнее об этом знаковом событии – в материале «Битва добра с нейтралитетом: кто и от чего отставил посла ОБСЕ на Украине»).

Практически одновременно с вводом ограничений для России ПАСЕ заговорила об их возможной отмене, но российским представителям по-прежнему не интересны подобные «тяни-толкаи». Это подтвердил и Пушков, опубликовавший вечером 25 июня твит: «Контакты с нынешним руководством ПАСЕ бесполезны. Мы вели переговоры всю вторую часть 2014 г. Смысла никакого: нам предлагают инквизицию, а не диалог».

В апреле ПАСЕ, уже без участия России, решила отложить вопрос российских полномочий на июнь. И вот теперь решено их оставить в существующем урезанном виде, вопреки некоторым делегатам (например, от Украины и Грузии), которые предлагали вообще заблокировать ассамблею для России. Европа не хочет окончательно лишаться надежд на диалог, хотя кто, как не она сама, этими санкциями и однобокой проукраинской позицией выдавливает Россию из конструктивной дискуссии.

Чтобы не быть голословными на этот счет, упомянем, что ПАСЕ не только выставила новые условия к России в дополнение к 21 требованию, согласованному в январе, но и приняла все поправки украинской стороны. Теперь Россия, чтобы вернуть право голоса, должна вывести войска из Крыма и «со всей остальной территории Украины», признать свои якобы имеющиеся нарушения минских соглашений (при том, что в них она выступает как посредник, а не сторона конфликта), немедленно освободить Надежду Савченко, дать зеленый свет любой критике собственной власти со стороны активистов, НКО и СМИ на украинскую тематику и еще много чего сделать. Неудивительно, что Пушков назвал такой подход инквизиторским.

Что касается «российской агрессии на Украине» и «оккупированного Крыма», отдельной резолюции на этот счет не принималось, однако такие фразы фигурируют в другой свежей резолюции, касающейся пропавших без вести в ходе украинского конфликта. Примечательно и то, что документ приняло ничтожно малое число делегатов – 48 из 55 присутствовавших в зале, притом что всего их больше 300.

Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин, более 15 лет проработавший директором российского информационного офиса Совета Европы, говорит, что, по сути, ничего нового в этих резолюциях нет и каких-либо серьезных последствий для России не предвидится.

«Каких-то особых последствий это решение не влечет, поскольку это такая резолюция декларативного плана. Она просто констатирует отношение большинства Парламентской ассамблеи к проблеме, которая существует сейчас на юго-востоке Украины и в Крыму. Ничего нового в этой позиции нет: мы знаем, что Парламентская ассамблея еще год назад подвергла резкой критике ситуацию, которая сложилась в Крыму, и вследствие этого наша парламентская делегация была лишена части прав. На данном этапе ПАСЕ просто еще раз подтвердила свою позицию по этому вопросу», – констатирует Николай Топорнин.

Он отмечает, что, несмотря на приостановку взаимодействия в ПАСЕ, «остальное сотрудничество по линии комитета министров (руководящий орган Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел стран-членов. – Прим. ФАН), по линии конгресса местных и региональных властей (консультативный орган Совета Европы в виде дискуссионного форума представителей региональных властей и местного самоуправления. – Прим. ФАН), исполнения решений Европейского суда по правам человека – все это остается в прежнем режиме». Вместе с тем в России ведутся разговоры и об окончательном выходе из Совета Европы, напоминает эксперт.

«Я пессимистически смотрю на сложившуюся ситуацию, потому что позиция Европы достаточно консолидированная и подавляющее большинство государств – во всяком случае, официально – не приемлют такой вот переход Крыма из юрисдикции Украины в юрисдикцию России. Восстановить полномасштабное сотрудничество, как было раньше, без урегулирования ситуации вокруг Крыма мне представляется невозможным», – убежден Топорнин.

Он говорит о парадоксальной ситуации: «с одной стороны, политически Крым не признается, и из-за этого некие санкции против Российской Федерации претворяются в жизнь, а с другой стороны, совсем порывать отношения они не хотят, потому что это, по их мнению, пагубно скажется на правовой ситуации российских граждан».

Чем окончится такая попытка ПАСЕ угнаться за двумя зайцами, пока не знает никто. Но очевидно, что Россия уступать не желает и будет готова продолжать диалог только на паритетных началах, без всяких условий и ограничений.

 
Андрей Величко
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация