ВЛ / Статьи

Армянский узел

0
26-06-2015, 07:00...
811
 

Армянский узел

Новая «цветная революция» может увеличить поток беженцев из Закавказья в Россию

Когда смотришь новости из Армении, вновь и вновь испытываешь чувство дежавю — настолько события в Ереване похожи на начало Евромайдана. Все также, как и полтора года назад, в роли мозгового центра новой «цветной революции» выступает посольство США. А Евросоюз занимается открытым политическим шантажом, припомнив (как и в ситуации с Киевом) Еревану отказ в 2013 году от продолжения переговоров об Ассоциации с ЕС.

И все также недоумение вызывает наша позиция — в очередной раз мы демонстрируем нежелание учиться на прежних ошибках. Ведь то, что следующей целью Вашингтона после Украины будет именно Армения — было очевидно еще весной прошлого года. О надвигающейся угрозе год тому назад я писал на сайте РИА «Новости» в статьях «Куда плывет армянский ковчег» и «Изолируйте 50 самых богатых американцев — и войны прекратятся».

Увы, тогда об этом никто даже слышать не хотел. А один высокопоставленный чиновник, управляющий СМИ, даже вызвал к себе на ковер, возмущаясь «пессимистическим прогнозом». Мол, откуда я знаю, что США после Украины попытаются организовать «цветную революцию» в Армении.

Хотя логически просчитать направления дальнейшей разрушительной политики Вашингтона и принять соответствующие меры было не сложно.

Очевидно, что США будут и дальше пытаться организовать «цветные революции» в тех республиках СНГ, где расположены российские военные базы. Таких немного: Таджикистан, где дислоцирована 201-я российская военная база, Киргизия с военно-воздушной базой Кант и, наконец, Армения со 102-й базой в Гюмри. Сред них закавказская республика обладает особенной привлекательностью для Вашингтона — армянская диаспора одна из самых крупных в Российской Федерации. Для сравнения, в России проживают 2,5−3 миллиона армян (по данным РИА «Новости»), до 1,5 миллиона азербайджанцев, от 600 до 700 тысяч киргизов и от 350 до 500 тысяч грузин.

Учитывая то, что дестабилизация ситуации в Армении неизбежно приведет к резкому увеличению потока беженцев из этой республики на российскую территорию, с уверенностью можно спрогнозировать усложнение социальной и межнациональной ситуации внутри России в результате армянских событий. Именно этого хочет Вашингтон, дополнительно надеясь вовлечь в конфликт российских военных в Гюмри, и расширить «зону нестабильности» на весь закавказский регион (в т.ч. превратив карабахский конфликт из замороженного в горячий).

Наконец, дестабилизация Армении неизбежно поставит под удар весь проект Евразийского Экономического Союза. В случае выхода Еревана из ЕАЭС угроза дальнейшему существованию всей этой организации является намного более серьезной, чем, например, отказ Греции от евро для еврозоны. В отличие от Брюсселя и Вашингтона в отношении Афин, Москва не имеет существенных рычагов давления, чтобы заставить Армению оставаться в Евразийском Экономическом Союзе в случае смены власти. Ведь сколь бы не был «пророссийским» греческий премьер-министр Ципрас, его политика в ближайшие годы будет определяться одним-единственным фактором — госдолг Греции приближается к 180% от ВВП. И обязательства Афины имеют преимущественно перед Западом, который может использовать финансовые инструменты, чтобы диктовать свою волю грекам. В отличие от Греции государственные долговые обязательства Армении невелики — немногим более 40%. В результате финансовые рычаги давления на Ереван у Москвы отсутствуют. Еще более усложняет ситуацию зависимость части армянской элиты от Запада. Крупный капитал, также как и на Украине во времена Януковича, привязан не к своей стране, а к местонахождению своих капиталов, т. е. к западным банкам.

Показательный факт, правящая в Армении Республиканская партия взяла на вооружение националистическую идеологию Гарегина Нжде («этновера»), которая крайне популярна у части армянской диаспоры на Западе. В основе этой концепции — противопоставление (тюркам) и провозглашение «армянства» синонимом «арийства». Стоит ли говорить, что подобные идеи не приближают, а удаляют сознание армянских граждан от евразийской идеи?! Своим культом ницшеанства идеология Нжде очень напоминает взгляды другого автора — украинского публициста первой половины XX века Дмитрия Донцова, концепцию которого взяли на вооружение «Правый сектор"* и ВО «Свобода» Олега Тягнибока.

Когда читаешь труды по «этновере», невольно задаешься вопросом: зачем в XXI веке правящей в Армении партии необходимо было брать на вооружение идеи человека, который активно сотрудничал в годы Второй Мировой войны с нацистами, считавшими армян такими же «недочеловеками», как и славян? Героизировать его по меньшей мере странно для потомков одной из стран-победительниц во Второй мировой войне.

Объяснение кроется в наличии лоббистских возможностей у той части западной армянской диаспоры, в угоду которой идеи Нжде стали настолько влиятельными среди политиков Армении. И этот факт говорит о нескольких обстоятельствах.

Во-первых, очевидно, что организованность и влияние западной армянской диаспоры намного выше, чем выходцев из Армении, проживающих в России. А это значит, что Вашингтон на своей территории работу с лоббистскими группами и общественными структурами армян ведет, а мы нет.

Во-вторых, в отличие от Запада, который жестко навязывает нужные ему идейные установки постсоветским странам (радикальный национализм, «европейские ценности»), Россия, даже после потери Украины, продолжает упорно игнорировать необходимость проведения активной гуманитарной политики в государствах СНГ.

В-третьих, в отличие от Вашингтона и Брюсселя, которые умело используют социальный фактор, Москва по прежнему делает ставку в республиках Содружества Независимых Государств только на крупный капитал и связанных с ним политиков. И продолжает игнорировать необходимость работы с общественностью стран СНГ.

Наконец, в-четвертых, Россия (в отличие от Запада) опасается выдвигать требования к правящей элите постсоветских республик, которые участвуют в общих с Москвой интеграционных процессах. Российская Федерация не требует сближения законодательных систем, чтобы сформировать единое правовое поле. А без него всякие разговоры об экономической интеграции — лишь пустой звук. Не добивается придания русскому языку статуса второго государственного или официального и т. д.

Не в пример нам Запад действует агрессивно, уверенно, решительно. Поэтому и добивается успехов. Но ведь так не может продолжаться бесконечно. И если мы хотим добиваться успеха, то, наконец, когда-нибудь должны перестать бояться во внешней политике собственной тени и начать действовать столь же активно как Запад. Хотя бы на постсоветском пространстве…

* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация